Бесконечный вираж

Автоспорт – крайне дорогое удовольствие, и энтузиасты ищут варианты, более или менее доступные для многих. «Дрэг»-заезды на 1/4 мили (402 м) с места, гонки по пересеченной местности и т.п. Но до сих пор у нас фактически не знают в высшей степени интересное и увлекательное упражнение: «круговую площадку» (skid pad).

Нужна всего лишь ровная (горизонтальная) площадка с качественным покрытием ходовой поверхности, – скажем, метров 65 наружного диаметра. На ней легкими вешками выгораживается (размечается краской) окружность радиусом, пусть, 30 м. В большом мире принято гонять по skid pad диаметром 200 футов (60,96 м), однако размер здесь не догма. Вполне годится «круговая площадка» и на 60 м – главное, не слишком маленькая.

гонки по кргу skid pad
Mitsubishi (правый руль) пилит по «бесконечному виражу»

Выруливаете на окружность и принимаетесь нарезать круг за кругом: сначала по часовой стрелке, потом против. И стремитесь, естественно, показать лучшее время на круге; два лучших результата (по стрелке и наоборот) суммируются – и выводится среднее время. Допустим, гоняете вы на своем (доработанном) «зубиле» ВАЗ-2108 по skid pad номинальным диаметром 60 м. То есть, длина круга — 188,5 м, и вы раз за разом проходите его примерно за 12 сек.

Недурно: средняя скорость – 15,7 м/сек. Или 56,55 км/ч; пересчитаем в боковое (нормальное) ускорение. Возводим 15,7 в квадрат (246,75) и делим на радиус «площадки»: 8,225 м в секунду за секунду. Теперь делим на 9,8067 и получаем 0,8387 g – 83,87% от ускорения свободного падения. На уровне Bentley Continental GT; примите поздравления!

Правда, результаты заездов сопоставимы, строго говоря, только в пределах одной и той же skid pad. Даже при одинаковом радиусе они различаются особенностями и качеством ходовой поверхности, поэтому 0,8387 и 0,8387 g не обязательно эквивалентны. В общем, как считаете правильным.

По существу, skid pad – не что иное, как бесконечно длящийся вираж заданной крутизны. Исключительно удобно для состязаний – и для испытаний автомобиля на держание дороги. А также водительского мастерства. Кроме того, меняя резину (и давление воздуха в шинах), играя настройками подвески и т.п., вы находите самые сильные варианты, – не отходя от кассы. И не только на сухой «площадке», но и на мокрой тоже. Причем не нужно ждать милостей от природы (дождя): небольшую skid pad нетрудно поливать во время заездов – из шланга. Ну а зимой…

Неужели в огромном Н-ске не найдется подходящей площадки для «площадки»? Чемпионат области, Западной Сибири – и всей России. К нам едут со всего мира, и «столицу Сибири» переименовывают в Нью-Indianapolis… А дальше по тексту.