АвтоСиб-99

АвтоСиб

Полдень. Жара под тридцать. Безветренно. Редкие пешеходы, думая лишь о том, как бы поскорее покинуть раскаленные под лучами солнца тротуары, пытаются найти убежище в подземных переходах. Нескончаемый поток автомобилей,  замирая перед уставшими светофорами, медленно движется по улицам. В городе час пик. Километровая пробка перед очередным перекрестком — здесь особенно начинаешь сожалеть об отсутствии кондиционера в машине. Да, в это время лучше находится где-нибудь подальше от этого ада, в тени деревьев, листья которых еще не успели приобрести  темно-зеленый цвет, свидетельствующий о зрелости лета. В природе начало июня. В начале июня — выставка. Автомобильная выставка, крупнейшая за Уралом. Выставка АВТОСИБ’99, последняя в этом столетии, и последнее в столетии АВТОШОУ в Новосибирске, проводимое СИБИРСКОЙ  ЯРМАРКОЙ, отмечающей в этом году первый круглый юбилей —  10 ЛЕТ.

Неужели все эти люди со всеми своими автомобилями стремятся попасть туда, на шоу, или просто едут кто-куда? В прошлом году, помнится, большого столпотворения не наблюдалось. По правде сказать, и в этот раз его не было, хотя место для парковки удалось найти с трудом. И хотя давки не было, да и ни к чему она, сделать снимки для этого репортажа, и чтобы в кадр не попал кто-нибудь из посетителей не представлялось возможным даже в последний день мероприятия.

Как всегда, наибольший интерес вызывают  главные виновники торжества — автомобили. И хотя на этот раз собственно автомобильной техники было меньше, чем в прошлом году — большинство фирм-импортеров зарубежных автомобилей по вполне объяснимым причинам не представило свои экспонаты, посмотреть было на что. Московский торговый дом «АМИ-ТУН» и  новосибирская фирма «ДАБФ» представили целое созвездие «МОСКВИЧЕЙ» последних модификаций, среди которых седан, носящий имя одного из древнерусских князей, и… фурор! Российская премьера — купе «МОСКВИЧ-ДУЭТ». Снимки этой машины, правда, публиковались в автомобильной прессе ранее, однако «живьем» эту модель большинство увидело впервые. Более того, от первых образцов, имевших характерное оформление передка под… ROLLS-ROYCE, «новосибирский» дуэт отличался более спокойным, «москвичевским» дизайном передней части. Критика, которой подвергались новые автомобили производства АЗЛК в плане дизайна и, особенно, в плане качества исполнения, кажется, приносит первые плоды. Во-всяком случае, выставленные на АВТОСИБе  седан и купе выглядели вполне достойно, если говорить опять же о качестве сборки, даже на фоне стоявших напротив DAEWOO.

«МОСКВИЧ-ДУЭТ» — от него остались самые противоречивые впечатления. С одной стороны сам факт создания автомобиля  таких размеров с двухдверным кузовом для нашей страны уникален, и «ДУЭТ» принимался всеми с большим интересом. Еще бы! Почти настоящее купе, хотя это скорее двухдверный седан. В целом, по пропорциям наиболее близко стоит к американским автомобилям типа CHRYSLER LE BARON с таким же типом кузова, что может дополнительно заинтересовать  некоторых любителей экзотики. С другой стороны, внешнее оформление его безвкусно — блестящие молдинги на боковинах придают машине какой-то цыганский вид, а хромированные гербы на широких задних стойках кузова выглядят неуместно на машине такого класса. Но это все мелочи. А в целом, при правильной ценовой политике, такая машина наверняка найдет своего покупателя.

Неподалеку от экспозиции «АМИ-ТУН» и «ДАБФ» расположились  двухдверный джип «АСТЕРО» из Читинской области и «Кузбасский джип» — АВТОС. Совершенно разные по внешнему виду, назначению и кругу потенциальных покупателей, эти два автомобиля имеют так много общего, что будь они людьми, их можно было бы назвать родными братьями. Судите сами. Оба внедорожника построены, преимущественно, на узлах и агрегатах автомобиля УАЗ,  в основе конструкции их кузовов лежит каркасно-панельная схема, что, кстати, диктуется особенностями мелкосерийного производства. Данная схема конструкции предусматривает трубчатый каркас кузова, на который потом навешиваются стеклопластиковые панели, выполненные вручную методом контактного формования. Безусловно, такая технология производства предусматривает преимущественное использование ручного труда — дорогого и непроизводительного, однако при мелкосерийном производстве такой подход себя оправдывает. Правда, для наших условий и применительно к изготовлению готовых автомобилей оправдывает чисто теоретически, т. к. все идеи таких производств чаще всего базируются на опыте других стран. В продолжение рассказа о сходстве необходимо добавить, что разработаны оба автомобиля в Санкт-Петербурге, самыми нашими чудотворными умельцами-самоучками А. Парфеновым и Г. Хаиновым, авторами незабвенной «Лауры», самого крутого автомобиля популярной в прошлом программы «Это вы можете». «Кисти» Парфенова принадлежит более сдержанный и сбалансированный по дизайну «АВТОС»,  а Хаинов является автором более агрессивной «АСТЕРЫ»; впрочем, более подробно об этом интересном джипе читайте в отдельной статье. Что касается «АВТОСА», то представители завода-изготовителя, присутствовавшие на выставке, пообещали пригласить журналистов «ТУРБО» в Анжеро-Судженск для  более подробного  ознакомления с производством и с выпускаемой моделью.

На этих моделях рассказ о легковом транспорте можно завершить и перейти в более тяжелую категорию. «ГАЗели»  и «СОБОЛИ» стали уже настолько привычными на наших дорогах, что вызывали в основном интерес  у руководителей предприятий с точки зрения цен и условий поставки. Зато следующий экспонат постоянно собирал толпу посетителей всех возрастов и социальных групп. Видели ли вы когда-нибудь «СОБОЛЬ» на гусеницах? Правда, ЭТО назавается уже не «СОБОЛЬ», а «БОБР» — гусеничный транспортер с комфортабельным кузовом, в основе конструкции которого лежит кузов  Горьковского микроавтобуса. Эта машина, которая к тому же умеет плавать, развивает на суше скорость свыше 65 км/ч, обладает исключительно низким удельным давлением на грунт, низкой вибронагруженностью и относительной бесшумностью благодаря гусеничному движителю со съемными резиновыми башмаками. Думаю, он станет отличным дополнением к сверхпопулярному, и не только в России, семейству машин Заволжского завода гусеничных тягачей.

Слухи о том, что в Новосибирске износ городских автобусов достиг критической отметки, распространяются по всей стране — посмотрите, какая рухлядь работает на городских линиях. И сразу две компании, в надежде получить заказы от городских властей, представили свои варианты решения проблемы обеспечения столицы Сибири пассажирским транспортом. СП «Сибирско-Скандинавская автобусная компания» выставила автобус VOLVO B10M, предназначенный, если судить по размером и расположению пассажирских дверей, для использования на пригородных маршрутах. Сборка автобуса из импортных комплектующих осуществляется в Омске, но даже при этом отпускная цена составляет 190000 долларов США — сумма немалая и  для городского бюджета.

Конкуренты омичей — фирма EVOBUS RUSSLAND, основанная при участии DAIMLER-BENZ AG, занимается продажей и послепродажным обслуживанием автобусов марки  MERCEDES-BENZ. Представленный на выставке MB O345 турецкого производства — современный, комфортабельный и экономичный автобус в городском исполнении — предлагает очень высокий уровень удобств для пассажиров и отличные условия работы для водителя. На  наш вопрос о перспективах сборки таких машин в России, представители фирмы ответили, что в ближайшее время такие возможности не рассматриваются, так как тот уровень качества, который как раз и обеспечивает ее исключительные преимущества перед аналогами, требует значительных затрат в освоение сборочных работ. Даже наше беглое знакомство с салоном автобуса, местом водителя показало высочайший уровень продуманности эргономики, тщательность  и качество исполнения. Однако, последнее слово в пользу той или иной  машины для городских пассажирских перевозок, скорее всего, скажет не качество, а условия поставки и цена. И опять купят «новые» ЛИАЗ-677, если их еще кто-то производит.

Об автомобилях, пожалуй, все. Дорожно-строительную технику, представленную на площадке, а также FORD KA, стоявший на стенде «развал-схождение» фирмы «АДЭКС» в расчет не берем, так же как и классные мотоциклы JAMAHA, собиравшие вокруг себя детей и «байкеров», и перейдем к самой значительной части ярмарки — запасным частям, маслам, автохимии и прочему — всему тому, что должно быть в изобилии в наших автомагазинах. Эти направления автобизнеса представляло наибольшее количество участников, и рассказать даже коротко о каждом из них не представляется возможным. И чтобы никого не обидеть, мы предлагаем каждому из участников рассказать самому о себе и своих товарах на страницах журнала «ТУРБО». Часть из них  уже заявила о себе — обратите внимание на рекламные публикации, другая часть, мы надеемся, еще порадует вас, наших читателей, полезной информацией.

Любителей автопутешествий привлекли стенды «Сибирь-Трофи» и CAMEL TROPHY. На первом стояли «уазики» и Hi-Luxe, мотоцикл «Иж-Юпитер 5», специально подготовленный для путешествий, а по видео прокручивались кадры, снятые  на Алтае во время прошлогоднего «Сибирь-Трофи’98». Второй стенд — подготовленный Павлом Мирошниковым — представлял собой частицу музея боевой славы CAMEL TROPHY. Наши постоянные читатели, наверное, помнят, что Павел Мирошников дважды участвовал в этом автоприключении в роли «летописца» и фотокорреспондента русской команды. Из своих путешествий он привез целую гору фотоматериалов, альбомов, сувениров и аксессуаров, которые и выложил на стеллажах и развесил на стенах стенда. Шапка, перчатки, рубашки, ремни с символикой CAMEL TROPHY вызывали такой неподдельный интерес посетителей, что от желающих что-нибудь купить не было отбоя. Но… ничего не продается. Это — память о приключениях, что бывают, быть может, раз в жизни. А теперь, когда в 20-летней истории «верблюжьих троп» сделан годовой перерыв, Павел все равно не сидит на месте и собирается в «Сибирь-Трофи’99» на Байкал.

И в заключение, о событии, которое должно стать традиционным — начало этому было положено на выставке АВТОСИБ’99. В предпоследний день автошоу состоялся пивной фуршет-презентация нашего журнала, мероприятие проведенное при помощи торгового дома «АЛЛЕГРО», знаменитого своими ресторанами быстрого питания и многим другим, а также торговой марки CAMEL. Фуршет собрал практически всех участников выставки, которые получили уникальную возможность пообщаться в непринужденной обстановке и поделиться впечатлениями и о  самой выставке, и о пиве «ПИКРА» красноярского производства, предоставленного в большом количестве также ТД «АЛЛЕГРО».

Редакция нашего журнала (думаем, к нам присоединяться все участники выставки АВТОСИБ’99) благодарит коллектив СИБИРСКОЙ ЯРМАРКИ,  директора ярмарки АВТОСИБ’99 Л.Ф. Ненашеву за отличную  возможность представить новосибирцам и гостям столицы весь автомобильный мир нашего города.