Автомобильный рынок Новосибирска

Автомобильный рынок Новосибирска

Автомобиль занимает немаловажное место в жизни человека. Наверное, поэтому все, что связано с ним интересует почти всех. В настоящее время многие периодические издания (автомобильные, экономические и т. п.) подводят «итоги за год»: печатают графики и диаграммы, раскрывающие динамику цен и продаж машин. Но все это за минувший год, а 1999-й оставляют без внимания: недавно начался, мол, люди еще не забыли, что было в начале января и что происходит сейчас. Нам такая позиция показалась неверной. Ну не могут люди знать всего, а узнать хочется. Вот мы и решили раскрыть картину новосибирского автомобильного рынка первой половины нынешнего года и обрисовать перспективу дальнейшего будущего.

Начало года

Итак, начнем. Прошли новогодние праздники, которые отняли у людей немало средств, чтобы их отметить, и снова началась эпопея купли-продажи автомобилей. Продать машину хотели многие: перегонщики, посредники, просто автовладельцы. Народ же упорно не желал ничего покупать. Взять, к примеру, автомобильную «барахолку». Что там предлагали в начале года? 50% всего ассортимента составляли «японки», второе место прочно заняли русские машины, на третьем «европейки», «американок» же больше двух-трех обнаружить не удавалось. Нельзя сказать, что автомобилей предлагалось очень много — так, средне, зато покупателей было куда меньше. «Автобарахолка» превратилась в сонное царство. Вокруг — тишина и спокойствие. За весь день являлось не больше десяти клиентов, все остальные — любопытные. Не секрет, что большинство автомобилей зарубежного производства продается за твердую валюту (или за рубли, но в пересчете с первой по существующему курсу). А так как доллар в результате инфляции сильно подскочил, то цены в «баксах» здорово упали. И люди шли на барахолку просто полюбоваться ценами. Среди сотни машин, стоящих на площадке, слонялось с десяток посетителей, из которых потенциальными клиентами были лишь один-два. Видя такое положение вещей, владельцы автомобилей не стояли на морозе в ожидании маловероятного покупателя, а сидели в салонах машин, пили кофе, читали книжки или дремали. Атмосферу всеобщей умиротворенности нарушали только ребята из местного «оргкомитета», внося своей суетой некоторое оживление.

Но не все желающие продать машину пытались осуществить свое стремление. Для наглядности могу привести один пример. Мой знакомый до кризиса ездил на TOYOTA CARIB. Грянул день «вознесения» (это когда «зеленый» вверх пошел) и пришлось парню оставить CARIB в гараже. Вот тут-то мой знакомый и порадовался, что не успел в добрые времена продать свою «пятерку». Если «жигуль» сломается, то хозяин сам его починит, а провести квалифицированный ремонт TOYOTA можно только на хорошей СТО, где цены «ого-го». Оставшийся без дела CARIB, мой знакомый не стал продавать — невыгодно. Я сам видел в начале года на барахолке TOYOTA SPRINTER MARINO за $3500. Разве это деньги? А будешь просить больше — не продашь.

Да вы обратите внимание, что с наступлением кризиса на дорогах стало больше почти исчезнувших 412-х «москвичей», «ушастых «запорожцев», прогнивших «жиг» и убитых «волг»… Откуда?! Оттуда: прятались по гаражам, дожидаясь черных дней. И дождались…

Так что не все сейчас продается, что хотелось бы. Причем, «хотелось», как владельцами, так и покупателями, естественно, по различающимся ценам. Продать хочется подороже, купить — подешевле, в результате — согласия между продавцами и покупателями нет, поэтому отсутствует предложение, которое могло бы иметь место.

Одним словом, в начале года машины брали плохо. И вдруг появились «варяги».

Посланцы ближнего «забугорья»

По большей части кризис в то время затронул только Россию. Курс рубля упал, а казахский тенге остался на прежнем уровне. Вот предприимчивые «хозяева степей» косяком поперли в Россию. Не миновала чаша сия и Новосибирск. «Барахолка» преобразилась. Жизнь закипела, количество машин на площадке возросло вдвое, цены… стали расти. Казахи по традиции больше всего интересовались «Волгами», обычно белого цвета. Также, между рядов автомобилей замелькали «лица кавказской национальности». Любимая машина «детей гор» — «чистая «шестерка», на нее-то и обращали внимание в первую очередь. Цены выросли не только на «Волги» и «Жигули» — владельцы иномарок тоже не стали «щелкать клювом» и подсуетились, задрав планку. И пока сибиряки рылись в своих пустых карманах, машины стали поодиночке и стаями перелетать за кордон.
Все правильно, кризис в какой-либо стране рождает экспорт из нее всего производимого и имеющегося в продаже. Но длилось это подобие рая для продавцов недолго — месяц, не больше. Рынки Казахстана и Закавказья насытились, «АвтоВАЗ» поднял отпускные цены и снова машин оказалось намного больше, чем покупателей. Автомобильный рынок с нетерпением стал ждать весны.

Весна пришла

Природа автомобильного рынка такова: летом машины продаются хорошо; осенью продажи сокращаются; зимой — падают до самого низкого уровня; весной — начинают расти. Эту закономерность установил еще Генри Форд, начав в 1908 году производство модели Т. Поэтому неудивительно, что продавцы столько надежд возлагали на весну. Наступил март и люди, у кого остались деньги, начали покупать машины (не в таких объемах, как в прошлом году, но все же), потому что все прекрасно поняли: ниже цены не станут, а выше — пожалуйста. Да и «АвтоВАЗ» подлил масла в огонь, пообещав поднять цены на автомобили еще раз. Рост продаж коснулся главным образом отечественных машин, дилерам же иностранных компаний живется, откровенно говоря, плохо (вы не смотрите, что в Москве все еще появляются новые дилеры — нам до нее далеко). Конечно, падение спроса на новые машины, иностранные представительства могли бы компенсировать ремонтом и обслуживанием уже проданных автомобилей на своих сервисных станциях. Но не тут-то было: не покупают у них дорогущие запчасти, обращаясь в фирмы, завозящие детали по дешевке с японских «авторазборов», а заменить масло или фильтр можно своими силами.

Скоро продажи отечественного автотранспорта еще немного вырастут. Секрет прост — появились новые модели: УАЗ-3160, ВАЗ-2110 и -2123. В Бурятии прошли приемочные испытания нового внедорожника AG «Астеро», на ГАЗе полным ходом идет подготовка к серийному производству новой «Волги» 3111, на Иже должен начаться выпуск минивэна ВАЗ-2120 «Надежда», ВАЗ и Серпуховский автозавод, совместно с КамАЗом обновили внешность «Оке». В общем, планов громадье. Но найдут ли они должный отклик в сердцах (и кошельках) покупателей, покажет время.
Не стоит забывать и о богатых людях, пресловутых «новых русских». Вы думаете для кого в начале года в Новосибирске открылось и начало работу официальное представительство MERCEDES BENZ? Для них, родимых! Пока в России есть богатые люди (ну ведь есть же, сознайтесь!) дорогие машины будут покупать. Пусть и не в тех объемах, что и до кризиса.

Пока новые машины покупают вяло, растет число старых автомобилей. А это гарантированный источник прибыли для продавцов запчастей и станций технического обслуживания. Сфера услуг автомобильного рынка сильно не бедствует.

Резкого скачка цен на новые и подержанные машины не ожидается, и после сюрпризов ГИБДД — обмен прав и номеров, стоящий немалых денег, — единственная неприятность, которой опасаются автомобилисты — повышение цен на бензин. Но это тема отдельного разговора.

Что дальше?

Делать какие-либо прогнозы в России дело неблагодарное и почти безнадежное. Но кое-что просматривается в туманной дымке ближайшего будущего. Появляются новые модели, увеличивается число предприятий, собирающих (или идущих к этому) иностранные машины на русской земле, продолжаются опытно-конструкторские работы над автомобилями будущего (только не обольщайтесь — это же НАШИ машины).

Самый яркий и интересный проект родился на «АвтоВАЗе». Работы по нему не освещаются и тому есть веские причины: дело в том, что машина представляет собой самоходный каркас, обтянутый брезентом, под которым скрыты два места. Этакий Smart по-русски для съемок в фильме «Терминатор-3». Видно ВАЗ, как и весь «дикий» Запад, одолевают предчувствия мрачного будущего. Ох, не подтвердились бы они!

Но не будем заглядывать так далеко. В целом, думается, 1999 год в жизни автомобильного рынка России должен пройти ровно и спокойно. Продажи машин до нуля не упадут, но если экономическая ситуация не стабилизируется (об улучшении не приходится и мечтать), то может случиться так, что с наступлением 21-го века в 2001 году не будет реализовано ни одной дешевой машины. А это, как вы сами понимаете, не от хорошей жизни. Так или иначе, человек всегда строит планы на будущее, а жизнь всегда идет по своему, не считаясь ни с какими планами и предположениями. Время покажет.