Ангара-2009. Путевые заметки

Ангара-2009. Путевые заметки

Фото Олега Булгакова

День 1-й, 13 июля

Понедельник – замечательное время для старта.

Наконец-то! Мало какому экипажу удалось поспать в предстартовую ночь.

В 10 утра в боевой линейке выстроились все 6 машин (седьмая присоединится позже – это экипаж из Владивостока, решившийся променять теплое море на бескрайние сибирские болота, кишащие бройлерным гнусом). Подняты флаги, красуются перед машинами яркие баннеры спонсоров.

Колонна внедорожников трогается в путь. Машина ГАИ красиво и без задержек, минуя «красные» светофоры выводит колонну из городских джунглей, за что им огромное спасибо. В рабочий день не так просто проехать по городским пробкам, не разрывая колонну.

И вот душный и дождливый Новосибирск с его заботами и вечными проблемами позади. Впереди по графику 470 км до старинного сибирского города Мариинск, где и запланирована первая ночевка.

На посту ГАИ в Кемерово нас встречают Михаил Федотов (президент Кемеровского оф роад клуба) и его очаровательная спутница, штурман и жена (в общем, все «маракесики» в одном флаконе). Приятно.

Двигаясь слаженно и без лишних проволочек в 18.00 прибыли в г. Мариинск. Все дружно решаем проехать еще километров 200.
Пройдено за день 610 км, поломок нет.

День 2-й, 14 июля

Утро для команды началось необычно. Командор заставил всех встрепенуться. Машины стоят на берегу, а вся команда зачем-то уводится подальше, метров за сто. Объявляется соревнование: СПРИНТ-ЛЕМАН, т.е. каждый экипаж должен добежать до своей машины, быстренько в нее запрыгнуть и вернуться к линии старта экипажей. Ох, и тяжело далось это испытание с утра пораньше. Но было весело! Завтрак утрясся за пять минут, и сонное состояние моментально покинуло команду. Вовремя собрался только 10-й экипаж, а номер 011 (как обычно) забыл с утра включить рацию.

Посмеялись, тронулись в дальнейший путь. Красноярским дорогам респект: строятся мосты, удобные развязки, прекрасные объездные дороги. Вот по такой новехонькой объездной мы и сворачиваем в сторону одного из старейших городов Сибири – Енисейска.

Мир тесен и джиперское братство крепко. Подтянулся на встречу с командой Антон Нерода, член команды СМ в 2005 году («Монголия. Дорога тысячелетий»). Подъехал и Сергей – корандовод из Красноярска, достойно прошедший с нами зимнюю экспедицию «Метель 2008». Спасибо, ребята, за теплую встречу!

36 экипаж (ТЛК 78, двиг. 2LT) стоит в колонне вторым, как самая маломощная машина, и все чаще Командор начинает замечать, что у 36-го проблемы с дистанцией. С этого дня приходится постоянно «быть начеку», чтобы он не въехал в задний бампер. А что вы хотите, пацану, как никак, всего 21, вспомните себя!

Немного подкрепившись, выдвигаемся через Лесосибирск и Енисейск к озеру Монастырское.

Вечером начинаем ясно понимать, что комариная атака началась и, возможно, будет преследовать весь путь вдоль Ангары.

Ближе к ночи поступил звонок от экипажа из Владивостока – они на подъезде к Красноярску. Им до нас еще 500 км. Придется ехать всю ночь. Скоординировав нашу встречу и отужинав бахиным тортом, врученным еще на старте, все экипажи укладываются спать с мечтами скупить завтра в Енисейске весь деготь в аптеках (незаменимое средство от комаров и мошки).

Здесь же на берегу реки объявляется «сухой закон».

…«О, горе мне!» – воскликнули некоторые.

День 3-й, 15 июля

В 6.00. утра прибыл владивостокский экипаж – Виталий Шурыгин и Ольга Кузьмина. Вся команда уезжает в Енисейск для осмотра достопримечательностей. Единственный город – памятник в Красноярском крае, его история началась в 1619 году, 94 городских здания взяты под охрану государства. Любуемся красотами города, пополняем запасы воды, продуктов и т.д. Скупаем березовый деготь, аэрозоли от комаров и ванилин.

Ну, теперь мы во всеоружии. Связавшись по рации, вся команда собирается в кучу у парома на берегу Енисея.

Впереди неизвестность и информация о поселках на нашем пути минимальна.

Через сотню километров пыльной щебеночной дороги с ямами и выбоинами мы прибыли на берег реки Тасеево, названной так в честь тунгусского князя, владевшего в старину этими землями и имевшего на реке 16 стойбищ. Здесь нас ждет переправа Кондаки – Первомайское. Устье реки под стать Енисею и даже шире! Чиста и прозрачна таежная вода в Тасее.

Паром бесплатный, ходит через каждые два часа, весь световой день. Любуемся природой недолго, минут 20-25, и после разгрузки попадаем в Первомайское. Раньше поселок значился как сплавная контора, теперь разруха и неустроенность.

Вечереет, впереди еще один паром (через Ангару в д. Рыбное – старинное поселение, в былые времена одно из богатейших в Мотыгинском районе). В этот день нам везло во всем! Последним рейсом мы переправляем часть команды в Рыбное, и уже по темноте, пока первая группа ставит лагерь, паром делает еще один рейс специально ради нас, чтобы перевезти оставшихся.

Мы понимаем: народ здесь такой, ведь мы и не просили, они предложили сами, да еще и бесплатно.

За день переплыли на паромах три реки, поломок нет, опередили график на сутки.

Сибирский марафон Ангара-2009 Паром

День 4-й, 16 июля

В Рыбном обнаружилась разрушенная церковь, вернее остатки фундамента. Здесь же, рядом находится памятник красногвардейцам, которому никто давно не оказывал внимания. Здесь же на мысе, обнесенный деревянной оградкой – упавший деревянный крест.

Подошел к нам крестьянин лет пятидесяти. Разговорились. Этот крест, оказывается, 8 лет назад поставили монах с монахиней. Специально привезли его из Енисейска. Теперь крест упал и зарос травой.

Ребята наши крест поставили, вкопали, как следует, а дядька подсказал, что его лицом на восток надо ставить. Так и сделали. Непонятно одно – почему у деревенских до этого руки не дошли?

…Карты безбожно врут. Мы поняли, что гравийка будет до самого Орджоникидзе. На картах этой дороги нет, она просто новая!
В наши планы это не входило. Поэтому в районе п. Старый Бык команда меняет курс на 90 градусов и сворачивает к Ангаре.

Дорога давно не проезжая и заросла молодыми сосенками и метровой травой. УРА!!! Трофи наконец-то началось. Все переодеваются в боевую одежду (сапоги, ветровки, рабочие перчатки). С удовольствием достаются из укромных мест веревки, шаклы и т. д. Здесь, впервые за всю дорогу, мошкара «дает прикурить». Забивает глаза, рот, лезет под одежду и там «делает свое дело». Все, конечно, несказанно взбодрились от такой порции мошкары! В ход пошли все «примочки» для борьбы с ней.

Начинаются первые потери. По радиосвязи сообщение: «Номер 20-й пропорол колесо». Очень нехорошее приключение для начала бездорожья!

Командор, заглядевшись на какую-то птичку, загнал под капот приличную березу! Все дружно ныряют под машину, ожидая увидеть что-нибудь ужасное, но, слава Богу, все обошлось. Оторван только датчик АВS. Эта примочка не самая главная в нашем деле. Десятый экипаж заваливается на бок так, что Олегу Булгакову приходится выбираться из машины через окно на уровне земли – но это уже мелочи.

Так мы пробираемся 25 км. Местами нитка тропы исчезает и приходится прочесывать лес в ее поисках. Болотина преграждает путь, куда ни глянь. Пробираемся к Ангаре.

… На берегу настоящий рай! Гнуса нет, комаров нет. Да… Сегодняшний день заставил нас задуматься, как вести себя в таких «злачных» местах. С этого дня без репеллентов и спецподготовки мы даже в туалет не ходили!

День 5-й, 17 июля

По традиции, какой-нибудь из экипажей, подъезжая к очередному населенному пункту, зачитывает для всех по рации информацию о том, что за поселок и т. д. Вот и сейчас слушаем в эфире голос Оли Кузьминой, которая с дикцией стюардессы перед началом полета вещает: «Поселок Орджоникидзе находится возле шиверы Потоскуйский Бык (шивера – каменистый перекат на мелководье). Официальное название получил в 1967 году. Более раннее название поселка – Потоскуй. Сталинские репрессии его не коснулись, т.к. эти места уже были наказанием для выживших. И еще одна неприятная добавочка была найдена в Интернете о том, что большая часть населения – одичавшие от безработицы бичи.

Сибирский марафон Ангара-2009

Настрой у команды стал не очень хороший, захотелось просто проехать поселок и посмотреть на него лишь из окна автомобиля.

Но, необходимость заставила нас тормознуть у сельсовета (нужно было сделать отметку в маршрутной книжке).

Навстречу нам вышел интеллигентный мужчина средних лет. Оказалось, глава сельсовета. После общения с ним стало немного неловко, что такая нелестная информация гуляет по Интернету.

А у человека крик души: «Ребята, у нас тут Интернета нет, сделайте доброе дело, распишите там все о нас так, как оно есть на самом деле!»

Итак, п..Орджоникидзе, далеко не умирающая деревня, хотя и не богатая. Но зато люди какие! Сам глава сельсовета, Павел Ясюкевич – бард. Любит петь, сам стихи сочиняет. Вот, например:

Не выпивайте женщину до дна
Оставьте ей, на счастье, на удачу
Надежду, если нет – пускай заплачет
Осенней ночью тихо у окна,
Что будет в стужи зимние одна…
Не выпивайте женщину до дна…

В сельсовете картины висят, заглядишься! Местная художница рисует. Поэтесса Ломаковская Людмила Васильевна, тоже в этой глубинке живет. И все здесь нормально, красиво и аккуратно, даже дома новые построены! Вот так.

Музей Орджоникидзе действительно закрыт, но окна целы. Люди бы и рады восстановить, но средств на это пока нет.
Итак, мы покидаем поселок. Кстати здесь, в этих местах начинается зона затопления, которая окажется под водой после запуска Богучанской ГЭС.

Через р. Иркинеево построен мост, и строительство его закончилось за 4 дня до нашего приезда. Такое ощущение, будто перед нами, по пути следования были разосланы телеграммы. Дорог с мостами понастроили…

Иркинеевский мост – очень интересное сооружение. Это даже не мост, а настил на воде из связанных между собой бревен, а сверху доски. Мост под тяжестью наших навьюченных машин прогибается и уходит почти на полметра под воду.

Сибирский марафон "Ангара-2009" Иркинеевский мост

Через 10 км. 36-й экипаж сообщает о поломке. Стоп колонна! Из двигателя вытекло все масло. Оказалось, что в блоке цилиндров обломился тройник масляного датчика. Мы автономны, для ремонта все есть, неполадка устраняется быстро.

На противоположном берегу горят огни Богучан. Даже появляется сотовая связь.

Подводим итоги. Богучаны – это то место, где по плану мы должны были вернуться с категорийного участка на левый берег Ангары. Но, в действительности получилось так, что почти везде была дорога, косая, кривая, но была. И это не давало нам покоя.
Решение пришло само собой. Времени у нас достаточно и движение по правому берегу будет продолжено, пока мы не найдем то, что искали, т.е. КОНЕЦ ВСЕХ ДОРОГ!!!

За день пройдено 161км.

День 6-й,18 июля

Сегодня мы начинаем движение по автозимникам. Первый из них Шиверский – Хребтовый.

Двигаться рекомендуют парами и только на машинах повышенной проходимости. Спросить про дорогу особо не у кого. В Шиверском встретили паренька на Ниве, про зимник в летний период ничего не знает, сказал только, что летом никто туда не ездил.

Ну, с Богом!

Начало было неплохим. Сосновый лес, дорожка песчаная. Через 30 км все эти удовольствия закончились, и дорога поползла вверх на перевал, превратившись из песчаной в глиняную, с огромными промоинами и разбитыми колеями.

Здесь, на зимнике мы впервые начали радоваться невыносимой жаре. Такую дорожку в дождь – не дай Бог! Мы бы с места не сдвинулись. Сейчас все это промытое и разбитое превратилось в глыбы засохшей глины, и проползти по ним было вполне реально. Решили спуститься к Ангаре. Опять «разворачиваем оглобли» и по еле заметной тропе начинаем спускаться..

Спуск получился «веселый». Людей здесь не было лет тридцать – это точно! Медвежьи следы на выбор: маленькие и большие. Трава по пояс. Тайга надежно перегородила тропу упавшими деревьями.

Ну что, вперед! Началась полноценная джиперская жизнь. Опять востребованы лебедки, сэнд-траки, бензопилы и остальные оффроудные примочки.

Вскоре скальные прижимы совсем загнали нас к кромке воды и засыпали дорогу огромными валунами. Мы в каменном мешке, но двигаться можно, выкладывая настил из более мелких камней. Так, мы пробарахтались до темноты и уставшие, но довольные, упали спать.

…Утро вечера мудренее …

День 7-й, 19 июля

Утром, первым, что взяли в руки, была не ложка, а бинокль. Пытались просмотреть дальнейший путь. Вчера, по берегу продвинулись всего на 4 км, а впереди, похоже, будет труднее.

Нужна разведка.

Кто пойдет? Ну, конечно же, Алексей Федюнин, прозванный «сайгаком» еще в 2006 году, после пешей разведки тропы Тюнгур – Иня на Алтае. Выносливости ему не занимать и Леха уходит один, получив предварительно наставления – от берега не отходить. В лесу медведя много. Результат разведки неутешителен – ехать можно, но со скоростью не более трех километров в день.

Согласно неписаным законам клуба Off road master, пройти этот участок надо, но ведь организаторы обещали, что в этом году никаких «Неизвестных Даурий» и «Обь-Енисейских каналов» не будет! Не будет никаких вертолетов и волнений родственников.

Команда разворачивает своих боевых коней в обратную сторону и к вечеру благополучно прибывает в Хребтовый.

День 8-й, 19 июля

Сегодня день ремонта. Управились до 5-и вечера.

Впереди Кодинск, Богучанская ГЭС – основные точки нашей экспедиции! Отъехав от места ночевки 52 км, мы сворачиваем к плотине ГЭС. В душе какое-то волнение. Но заехать на нее нам не разрешают, кругом шлагбаумы, охрана. Решено завтра устроить фотосессию и видеосъемку с левого берега Ангары (охрана посоветовала), а сейчас есть возможность полюбоваться на это грандиозное зрелище с парома. Грузимся и любуемся, проплывая мимо километрах в трех.

На берегу раскинулся целый городок, возникший в связи со строительством, и называется он – Богучанская ГЭС. Правда на картах такого населенного пункта еще не существует.

Паркуемся и ловим рыбу. Думать будем завтра.

День 9-й, 20 июля

Богучанская ГЭС строится с 1980 года. Она имеет огромное значение для развития Нижнего Приангарья и для Сибири в целом.
Однако проект ГЭС вызывает серьезные опасения у экологов. По их данным площадь затопления составит 121,4 тыс.га. Под воду уйдут значительные объемы нетронутого рубкой леса (около 2 млн. куб.м.). Экологи так же отмечают, что возможно возникновение проблем в связи с затоплением торфяных болот и последующим всплыванием торфов. Высказываются опасения повышенного загрязнения водохранилища, снижения запасов ценных рыб.

Археологи, вообще плачут: затопит 60 памятников археологии.

Начнется все это действо в 2010 году.

О жителях деревень, подлежащих затоплению, можно даже не говорить. Вот так безрадостно можно обрисовать перспективы запуска Богучанской ГЭС в эксплуатацию.

…Почти день мы потратили на съемки, шиномонтаж, заправку, закупку недостающих продуктов. Побывали в Кодинске – небольшом тихом городке, основанном в 1977 году.

На горе, откуда виден весь город, стоит огромный храм – единственный в Кежмском районе. Построен он 10 лет назад на пожертвованные средства. Конечно, мы не могли туда не заехать.

Впереди поселки Таежный и Кежма. Из разговоров с местными всплывает информация о том, что в двадцатых числах июля в Кежме будет «Праздник прощания с деревней». Кежма попадает под затопление. Вот это да, такая удача! Опять начался сбор информации. Все в один голос твердят: «Не пройдете! Зимник только начали строить – сплошная глина. Мост через реку Кода – разрушен, насыпь местами размыта и обходов нет!» В общем – приговор прозвучал. Нам не пройти. Однако мы попробуем!

Уже на 35-м километре пути дорожники с ухмылкой предсказали нам наше ближайшее будущее, мол, ждем вас обратно через пару часов. Мы же осторожны в своих высказываниях, улыбаемся и говорим: «Возможно…»

С буксовками и объездами промоин по глиняной насыпи добираемся до 82-го километра. Вот он – обещанный «красавец» мост. Да… Картинка…

От моста остались только «рожки да ножки». Его разобрали, сожгли, сверху все это припорошили огромными камнями, а сама река, не найдя выхода сквозь этот затор, нашла себе другое русло.

…Дело шло к вечеру, мошкара опять начала одолевать, но мы уже научились ее не замечать. Трезво взвесив наши возможности, принимаем решение: мост будем расчищать и ремонтировать, а через новое русло что-нибудь сгородим. Опыт такой имеется, инструменты с собой. Есть все необходимое: лом, кувалда, скобы, стропы, вместо подъемного крана воспользуемся лебедками.

Началось строительство. К вечеру выясняется, что в 36 экипаже случился день рождения! Именинник – Илья Жемелко (штурман). Ну, как не отметить! Гуля (второй штурман экипажа), даже ухитрилась по дороге торт состряпать. Вечер получился веселый. Все бренчали ложками в темноте и желали Илье, чтобы вот так он встречал все свои последующие дни рождения!

День 10-й, 21 июля

Еще не успев толком проснуться, начинаем работу. Булыганы один за другим сбрасываются с сожженного моста, торчащие металлические штыри забиваются обратно в бревна, мост начинает принимать очертания «живого».

В экспедиции много новичков и ошибки, конечно, неизбежны. Но что поразило: те, кто никогда не бывал в подобных походах, выдержали это испытание «на пять».

Дело к полудню, проезд сооружен и, наконец-то, пошла первая машина.

Обед после такой победы намного вкуснее! Все счастливы оттого, что место преткновения, которым больше всего пугали – пройдено и что можно «показать язык» тем дорожникам на 35-м км, которые были уверены, что городские пижоны ни на что не способны.

После Коды еще несколько километров глиняной насыпи, по которой криво-косо можно ехать. Солнце палит нещадно и сушит дорогу. Каждый осознает – пойди дождь, мы окажемся в капкане! На малейшей лужице глина забивает протектор и никакие 4WD и блокировки не спасут. Подъезжаем к огромной промоине. Глубина метра три, ширина такая же. Минут пять посуетившись, решаем ее просто засыпать. Выстроившись цепочкой, передаем друг другу камни и бревна, лопатами скидываем грунт и через час проезд готов – не все так страшно.

Замаячил вдали заветный синенький указатель – это развилка на Кежму. Команда облегченно вздыхает – зимник Кодинск – Таежный позади.

Таежный – поселок, который уйдет под воду наполовину. Это первый поселок на нашем пути, где мы можем повидаться и поговорить с людьми, которых ждет переселение с родных мест. Как только появляются первые домики – включается видеокамера. Мы хотим запечатлеть историю, увиденную своими глазами.

Стоило нам остановиться у одного из домов, как кучка женщин, увидев видеокамеру, окружила нас и стала наперебой рассказывать о своих бедах и проблемах. Здесь мы впервые поняли, что у тех людей, которые останутся жить в полузатопленных селах, проблемы гораздо серьезнее, чем у тех, кто покинет свои родные места, расселившись в городах Красноярского края. Деревня всегда жила рекой: кормила рыба, добытая в Ангаре, грибы, ягоды, собранные по берегам. Сейчас народ ждет затопления, как события смерти подобного. Люди понимают, что природный баланс будет нарушен, после затопления всплывут кладбища и скотомогильники, что рыба погибнет, и они просто задохнутся в этих нечистотах! Бабуля одна, не понимая, что мы просто путешественники, просила нас привезти сюда Путина с Медведевым, чтобы они увидели, как их село брошено на произвол судьбы, ведь село появилось более 40 лет назад, как временное при Леспромхозе. Леспромхоз съехал, а деревня осталась в нищете и безденежье, а теперь и вовсе люди не знают, как дальше жить. Нет даже больницы.

Сообщение летом по воде, зимой по льду, а вот в межсезонье люди полностью отрезаны от мира.

Наслушавшись всех этих ужасов мы с тяжелым сердцем удаляемся.

Мы-то уедем, а они останутся…

По дороге специально заезжали в сельские магазинчики что-нибудь купить, хотя в этом не было никакой необходимости. Хотелось хоть как-то сделать людям приятное: покупателей в Таежном не так уж много.

Метеосводка обещает дожди, мешкать нельзя. Кроме того, нужно оставить время на возврат в случае неудачи, и загрузку на паром до наплыва пассажиров в Кежму.

Эти причины заставляют руководителя экспедиции объявить ночное трофи. День закончен, но движение приходится продолжить.

День 11-й, 22 июля

Приключения начались сразу за деревней. Невзирая на отсутствие дождей, земля не собиралась сохнуть и черными жирными кусками вылетала из-под колес наших автомобилей. Благо, трава, произрастающая в давно неезженых колеях, давала возможность зацепиться. Через 15 км перед нами в ночи возник размытый паводком мост через р. Мирамба. Река, конечно, не такая широкая, как Кода, но такая же глубокая. На одном дыхании бревна сложили на место и, освещая колеса фонариками, проскочили… Мы едем, хоть и с черепашьей скоростью, но вперед.

Уже под утро, когда совсем рассвело, ведущая машина влетает в такое болото, что выкорчевать ее оттуда, кажется, невозможно. Да, болото, которым нас пугали – реально существует, растянувшись во все стороны на сотни метров. Рядом Ангара, хотели берегом, но он тоже оказался заболочен до самой кромки воды.

Ночное трофи пора заканчивать – на сегодня хватит. На команду было смешно и горько смотреть: все грязные, уставшие, плохо стоящие на ногах, поеденные мошками и комарами.

Все, пора спать.

День 12-й, 23 июля

Раннее утро…

Неужели это тупик? Люди спят кто где. У кого-то не хватило сил даже вывалиться из машины, водители заснули прямо за рулем. Укусов мошки уже никто не чувствует. В воздухе висит звенящая тишина.

Не спится только «старикам». Алексей Федюнин, Олег и Юля Булгаковы, Командор и я (штурман экипажа 001) сели в кружок и начали думать, что же делать? Мы уверены: безвыходных положений не бывает. Просмотрев все имеющиеся карты, приходим к выводу – надо искать объезд. Вот уж истинно: в бой идут одни старики!

После нескольких безуспешных попыток, прихватив с собой навигатор, в тайгу уходят Олег и Командор. Через некоторое время, ребята возвращаются, с записанным на GPS треком обхода болота. Обход получается непростым. Надо валить лес. Беды в этом нет, ведь мы идем по зоне затопления, и деревья эти все равно скоро погибнут под водой.

«Запели» бензопилы и тайга расступилась. День движется к концу. Мы уставшие, на изрядно поцарапанных деревьями машинах, вырываемся на берег Ангары. Кто-то от радости кричит: «Свобода!!!» Едем вдоль берега, снова по чавкающей колее – но это уже мелочи в сравнении с тем, что уже позади!

В команде очередной именинник. Но, от усталости праздновать нет сил. Федор Шутов принимает поздравления полусонной команды. Сегодня, даже традиционный костер не хочется разводить…

День 13-й, 24 июля

Первое, что мы увидели на подъезде к долгожданной Кежме, наблюдательные вышки и остатки заграждений из колючей проволоки. Здесь, на лесоповале, когда-то работали заключенные. Чуть дальше брошенная ремонтная база. Люди ушли отсюда совсем недавно. В общежитии оставлены кровати с матрацами, на столе чай, сахар. На печке чайник.

Вокруг груды пустых бочек из-под масла и мазута, старых покрышек.

Грустно. Приходит понимание того, что никто это вывозить из зоны затопления не собирается, равно как и лес вдоль берегов Ангары никто вырубать не собирается. Все это поплывет по реке. Правы жители Таежного: река погибнет!

На горизонте появляется Кежма. Стоп колонна. Сегодня у нас праздник! Долой грязные сапоги и куртки. Сегодня надо быть в парадной форме. Мы доехали! Это победа! Водружаем на машины флаги и красивой колонной въезжаем в деревню.

Мы едем на берег. Не хочется лишний раз нарушать спокойствие жителей. Завтра мы вернемся сюда на помытых машинах.

Надо подумать, как поместиться всей бригаде на паром после праздника, когда гости начнут разъезжаться. Мир не без добрых людей, нашелся человек – бывший глава администрации Кежмы, обещал помочь. Но, об этом позже, а сейчас мы будем готовиться к завтрашнему празднику, отмываясь в походной бане.

День 14-й, 25 июля

Праздник начался утром, а мы согласно договоренности, появились ровно в 16.00. Ровной колонной с поднятыми флагами, блестя помытыми бортами машин, заехали на площадку перед стадионом, где и проходило все это действо. Народ хлынул к нам. На капотах фотографировали ребятишек, позировали и взрослые и дети. Нам было приятно поднять людям настроение. Позже мы тоже затерялись в толпе. Со сцены выступали самодеятельные коллективы. Поют на Ангаре, действительно, красиво. На разные голоса, заслушаешься. Много интересного мы увидели на празднике. Поговорив со старожилами еще раз убедились, что летом мы сюда по зимнику из Таежного первые на машинах приехали.

…Пора и честь знать. Часа через два нам предоставили микрофон для прощания с хозяевами и гостями праздника. «Скромный», расчувствовавшись, зачитал стихотворение, собственного сочинения, ключевой фразой которого были слова: «Кежма, тяжело мне с тобою прощаться…»

Незаметно исчезнуть с праздника удалось не всем и часть команды «растащили» по дворам, пригласив «на чай».

Улицы Кежмы были пусты, все на празднике. Появилась хорошая возможность зафиксировать на видео и фото историю того, что скоро навсегда скроется под водой.

День 15-й, 26 июля

Праздник окончен. Нам пора.

Наш капитан уже ждет на берегу. Кое-кто из команды засомневался глядя на плашкоут -доплывем ли? Выбора у нас нет, гости, покидая праздник, заняли весь паром, яблоку упасть негде. Плашкоут – единственное средство переправы на левый берег. Загружаемся, уплотняя машины с помощью хай-джеков. До последней минуты непонятно, войдут ли все. Нам, как обычно, повезло. Утрамбовали всю бригаду, правда, места для прохода не осталось, пришлось прыгать с крыши на крышу.

Когда суета закончилась, и ржавый плашкоут начал отчаливать, мы невольно оглянулись.

…Прощай Кежма, спасибо за гостеприимство…

Плыли 4 часа, любуясь красотами Ангары, стаями диких уток по берегам. Успели поспать.

«Валентино Росси» сварил полную кастрюлю киселя и угостил всех витаминами.

Было весело и немного грустно. Пик нашей экспедиции пройден, и мы возвращаемся к цивилизации, к обычным дорогам и грязным речкам.

Капитан КС-ки поглядывает в бинокль: грозовые тучи настигают. За 5 минут до разгрузки хлынул проливной дождь. Романтическое настроение быстро улетучилось.

Капитан, отвязав трос, отпускает плашкоут с машинами в свободное плавание. Мы в недоумении, течение несет нас по Ангаре, видимо, так надо? Волнение прошло, когда он виртуозно маневрируя то с одной, то с другой стороны плашкоута, бортами КС-ки подтолкнул нас к причалу.

Разгрузившись, мы поблагодарили его и, заплатив по 2000 рублей с машины, попрощались.

Разгрузились мы в деревне Старая Недокура, которая тоже будет затоплена. Под проливным дождем бродить по селу было невозможно, но, проехав по улицам, успели разглядеть, что здесь людей уже нет. Дома не то что брошены, а уже большая часть разрушены (согласно условиям переселения, хозяин обязан сломать дом, чтобы получить право на новое жилье).

Отсюда уже есть дорога и средняя скорость передвижения 60 км/час.

Здесь, по левому берегу, была еще одна точка, которая нас интересовала при разработке маршрута – нежилая деревня Кова и река Кова. Место знаковое – ведь где-то здесь рядом находится знаменитое «Чертово кладбище», место, где проводились археологические раскопки стоянки древних людей, живших еще 32 тысячелетия назад. Решено, встаем на ночь на Кове. Понимаем, что встать-то особо негде, кругом поваленный лес, но раз уж ехали сюда целенаправленно, будем разгребать площадку. Через пару часов под проливным дождем разгорелся огромный костер и вся команда, спрятавшись под большим тентом, уже не чувствовала, что место-то довольно неуютное…

День 16-й, 27 июля

Сегодня мы расстаемся с 20 -м экипажем из Владивостока. Хорошие ребята, дружный экипаж, достойно прошедший довольно сложный маршрут. Они уходят на Братск и их путешествие продолжается. Мы с завистью слушаем, как они планируют провести денек-другой на берегу Байкала.

А почему бы и нам не «увеселить» свое возвращение домой? До финиша еще 4 дня, которые позволят нам перекроить дальнейший маршрут и сделать обратный путь более содержательным и интересным, чем скучное катание по асфальту. Не теряя времени команда перебрасывается в скоростном режиме до г.Канска. Но, уже на подъезде у 03 экипажа начинаются проблемы с машиной. Она дымит, троит и не хочет ехать. В ночь тормозимся в Канске на р.Кан.

Дни 17-й,18-й,19-й

Пока с утра 03 экипаж в сопровождении 06-го выясняет в Канске причину столь странного поведения их боевого коня, в лагере строятся планы на дальнейший путь. Просто так блуждать по горам и лесам неинтересно. Нужна цель. И цель, после некоторых раздумий, нашлась.

Во первых: в архивах ОРМ нет сведений о наличии дорог и мостов вдоль ж/д ветки, уходящей на юго-запад от трассы М-53 в районе Канска на Минусинск и Абакан.

Во-вторых, нет сведений о возможности срезки пути из Абакана в Междуреченск через Балыксу.

Цель поставлена. Будем проводить разведку.

Тем временем 03 доложил, что ремонт предстоит серьезный, и сделать его можно только в Красноярске. Горько, конечно, но для этого экипажа экспедиция закончена. В сопровождении 06-го троечка уезжает в Красноярск. Связь с ними будет поддерживаться по телефону.

Оставшиеся 4 машины, проскочив в направлении Красноярска еще сотню километров в предвкушении интересного маршрута, сворачивает с федеральной трассы. Путешествие продолжается! Мы снова едем к чистым речкам и неизвестным дорогам!

В эти три дня мы успели полюбоваться красотами реки Мана, проехали через Тейский рудник, обнаружили, что многих поселений уже в природе не существует. Выйдя к реке Томь, поняли, что попали в цивилизацию. Для таких резких переходов из одного образа жизни в другой нужен все-таки период адаптации. Недаром все настоящие путешественники любят уединение…

До дома около 500 км. Вечером того же дня мы вернулись в Новосибирск, но не по домам. Согласно многолетней традиции участники Сибирского марафона возвращаются с экспедиции, как дайверы из глубины: постепенно, с остановками для адаптации.

Вот и сегодня, 30 июля 2009 года в 10 часов вечера, друзья и родные встречают нас на подступах к городу. Здесь мы поделимся с ними нашими впечатлениями, наперебой рассказывая, КАК ЭТО БЫЛО.