40 лет английскому Baby

Когда Сэр Уильям Моррис представил в 1931 году открытый двухместный MORRIS по цене около 100 фунтов — это была сенсация! А ровно сорок лет назад BRITISH MOTORS CORPORATION (B.M.C.) выпустила новую модель (наиболее известную впоследствии как MINI) экономичного класса, обладавшую  достоинствами, которые позволили ей сохраниться в производстве до наших дней, попасть в число соискателей титула автомобиль столетия, стать культовой, классической, и еще бог весть какой машиной. И если ранний MORRIS 30-х годов был экономичной версий существующего автомобиля, урезанный по цене и оснащению с целью стимулировать сбыт в условиях всемирной депрессии, то модель 1959 года, выпущенная под марками AUSTIN SEVEN (в честь раннего MORRIS’а) и MORRIS MINI-MINIOR (каждый в стандартной и de lux комплектациях) — оригинальный четырехместный автомобиль с выдающимися техническими решениями, созданный во время огромного спроса  и усиливающейся конкуренции в послевоенной Европе, представлял собой новый подход к решению проблемы оптимального соотношения цены и качества.

MINI, или, как его окрестила британская пресса, B.M.C. BABY, был создан командой английских инженеров под руководством Алека Иссигониса (Alec Issigonis), который, собственно говоря, прославился лишь тем, что принимал основные решения по проектированию автомобиля, решения, которые прославили впоследствии и всю британскую конструкторскую школу.

С тех пор, как  автомобиль стал товаром массового спроса, не прекращались попытки создать достойную  компактную модель на все случаи жизни по доступной цене. А в послевоенный период существование такой модели стало насущной необходимостью по причине, как тогда казалось, перегруженных городских улиц, а на самом деле вследствие опять же экономических и социальных причин. В первую очередь, это касалось роста запросов потребителей, неадекватных их финансовым возможностям.

Схема трансмиссии
Схема трансмиссии

Таким образом, проблема проектирования такого автомобиля была и остается наиболее сложной, а решения, возникающие в процессе — наиболее интересными и изысканными.

В первые послевоенные годы универсальной аксиомой экономичного автомобиля считалось размещение двигателя в блоке с коробкой передач и главной передачей в заднем свесе. Основные конкурирующие модели того времени  VW и FIAT имели такую компоновку. Доводы в пользу переднего привода будут анализироваться ниже, а пока посмотрим, что получилось у MINI: длина 3045 мм, ширина 1390 мм, высота 1350 мм, масса 575 кг. Все эти параметры меньше, чем у основных конкурентов, при этом четыре полноценных места для водителя и пассажиров, место для инструмента и запасного колеса и багажник на пару чемоданов.

В те годы потенциальные покупатели в разных странах спрашивали: «Почему передний привод?» А поскольку у нас этот вопрос задают и по сей день, отметим, что, кроме выигрыша в массе и габаритах, привод на передние колеса позволяет добиться лучших показателей управляемости, особенно в экстремальных условиях. Допуская, что передний привод предоставляет известные преимущества, английские конструкторы, проанализировав размещение силового агрегата в моторном отсеке, пришли к выводу, что продольное размещение двигателя и коробки передач, как на CITROEN DS19 или на DKW приводит к увеличению длины по сравнению с автомобилями классической компоновки.

Задняя подвеска
Задняя подвеска

Выход был найден в поперечном расположении силового агрегата, и это было поистине эпохальным решением. Да, да! MINI — первый в мире серийный автомобиль с поперечным расположением двигателя, более того, в его конструкции были заложены такие передовые решения, как установка силового агрегата с радиатором системы охлаждения, элементов привода и подвески на отдельном подрамнике, что значительно упрощало конвейерную сборку.

Отдельного рассмотрения заслуживает компоновка привода коробки передач. Крутящий момент от двигателя передавался на первичную шестерню привода коробки передач, расположенную на коленчатом валу двигателя и установленную на подшипнике скольжения перед сцеплением, далее через промежуточную шестерню на первичный вал трехвальной КП. Затем момент  со вторичного вала передавался на зубчатое колесо главной передачи. Коробка передач и главная передача располагались в картере двигателя и имели с ним единую систему смазки.

Однако, справедливости ради, отметим, что MINI образца 1959 года был «в глубине души» далек от современных переднеприводных автомобилей: вопреки существующей версии автомобиль не имел подвески передних колес типа McPHERSON; многие интересные решение, такие как поперечное расположение радиатора системы охлаждения, резиновые упругие элементы подвески колес, не получили дальнейшего распространения.

Что касается удовлетворения возросших запросов европейских потребителей в комфорте, то автомобиль, оснащенный колесами с посадочным диаметром 10 дюймов, расставленными по краям кузова оборудовался по последнему слову техники: отопителем, плафоном подсветки, тканевой обивкой сидений, резиновыми ковриками и тому подобными важными мелочами. В таком или почти таком виде MINI и дожил до наших дней, продолжая оставаться популярным прежде всего у себя на родине, а так же в Японии, где особенно любят классические европейские вещи.

MINI образца 1959 года

Сегодня компания ROVER, выпускающая долгожителя, по словам английского журналиста Пола Хоррела, «все больше и больше входит в роль волшебника», демонстрируя свою профессиональную ловкость рук и сноровку, продолжая работать над усовершенствованием автомобиля.

В сложившейся ситуации, когда законодательство о мерах безопасности все туже «закручивает» гайки и ограничения на токсичность выхлопа тоже ужесточаются, только филигранная работа по утаиванию недостатков MINI помогает машине оставаться на плаву. Последняя модернизация, которая оказалась самой существенной за последние 37 лет, никак не отразилась на внешнем виде. Однако, двигатель получил распределенный впрыск топлива, отказались от поперечного расположения радиатора в пользу традиционного. Были предприняты меры по обеспечению безопасности при столкновениях, включая установку подушки безопасности и новой рулевой колонки. Что интересно, изменения практически не затронули «резиновую» подвеску колес. Как и прежде, «при наезде на некстати подвернувшийся окурок» машину изрядно встряхивает.

Но все недостатки, присущие модели с сорокалетним стажем, мало заботят нынешних покупателей MINI. Сегодня ROVER MINI потерял статус массового дешевого автомобиля и перешел в разряд «игрушек» для взрослых. Он может похвастаться хромированными бамперами и облицовочной решеткой, легкосплавными дисками, деревянной панелью приборов, а также рулевым колесом и рычагом переключения передач с кожаной отделкой. Кроме того, за 795$ салон автомобиля может быть целиком обтянут кожей, добавьте сюда еще «полосатый капот», хромированные молдинги для колесных ниш да дешевого вида стеклоочистители — и можете отправляться в город как на классической модели.

Mini Cooper

Если бы компания ROVER все же пошла на решительное омоложение  BABY и подведение его к выполнению на современном уровне задач, для которых он был создан 40 лет назад, это был бы уже совершенно новый автомобиль. И ему, «как  всякому новичку, пришлось бы доказывать свое право на существование, причем без малейшего шанса на успех».

Поэтому о дальнейшей модернизации речь уже не идет. Речь идет о совершенно новом автомобиле на тему MINI, который появится в продаже не раньше 2000 года и будет превосходить по классу существующую модель. Длина автомобиля будет около 3600 мм. В модельный ряд войдут разнообразные машины от трех- и пятидверных хэтчбэков до универсала и пикапа.

Новые двигатели разработаны компанией BMW, которой вместе с ROVER досталась и легенда британского автомобилестроения. Самая мощная версия: 1.4-литровый турбомотор способен разогнать автомобиль до скорости свыше 200 км/ч. Учитывая успех аналогичного проекта концерна VW по реанимации модели «ЖУК», а также затянувшуюся ностальгию по моделям середины ХХ века, стоит ожидать благожелательный прием со стороны потребителей.

Тем более, что в новом проекте сделан особый акцент на ходовые качества и удовольствие от вождения. Но будет ли это удовольствием от обладания, которое давал старый добрый английский BABY? А что это за удовольствие знают, между прочим, владельцы единственного в нашем городе MINI, который иногда можно видеть припаркованным у редакции телепрограммы «Автосалон».