Жизнь на 402-х метрах…

Жизнь на 402-х метрах…

Что такое «дрэг-рейсинг»? Грандиозное автошоу по-американски: парные заезды «дрэгстеров» по прямой. На время. Дистанция – какие-то 402 м…

Из истории…

Началось все, по утверждению американских историков автоспорта, еще в 1948 году на специально построенном для «дрэг-рейсинга» треке в калифорнийском городе Голета. Молодежь увлекалась реконструкцией и модернизацией довоенной техники, оснащая ее мощными двигателями. Цель: стартуя с места, показать наименьшее время на дистанции в 1/4 мили (402 м).

Массы делятся на классы

В американском «рейсинге» автомобили делятся на несколько классов. Самый мощный «дрэгстер» высшего класса top fuel выглядит как ракета, да и летает подобным образом – с безумным ускорением. Второй класс «дрэгстеров» называется funny car (по-английски – «забавная машина»). «Забавная машина» с мотором мощностью до 6 тыс. л.с. внешне уже отдаленно похожа на легковой автомобиль.

Что такое дрэг-рейсинг

Еще один класс, один из самых массовых и более или менее близкий нашему «рейсингу» – pro stock. Серийные купе и седаны с форсированными двигателями, тюнингованные под «ход роды». Pro stock bike – 2-колесные «дрэгстеры» на основе «супер-байков», вроде Suzuki Hayabusa. «Заряженные» 2– или 4-цилиндровые двигатели позволяют 2-колесным «дрэгстерам» проходить 402-метровую дистанцию быстрее, чем за 7,4 сек. Pro stock truck – класс «дрэгстеров»-грузовиков.

Адреналин без риска

Несмотря на высокие скорости, «дрэг-рейсинг» считается одной из самых безопасных дисциплин в автомотогонках. Здесь нет «петель» и виражей, где возникает риск столкновения с соперником. Болиды, разделенные отбойниками, идут в параллель, и контакты между ними исключены. Конструкция машины, специальный костюм и защитный шлем уберегут пилота в случае столкновения с ограждением или пожара.

Зрители находятся на трибунах, отделенных от трассы широкой «полосой отчуждения», и им уж точно ничего не угрожает. Наверное, именно поэтому в США, Австралии и других странах заезды 1/4 мили завоевали столь массовое признание.

Не подумайте, что в самой богатой стране мира все так просто и «сладко». Поначалу «дрэг-рейсинг» и в Америке шел как развлечение – бок о бок с нелегалом. Горячие парни на столь же горячих «тачках» выясняли отношения на загородных трассах, пустующих стройплощадках и даже на городских улицах.

Просто в отличие от российских, практичные американские власти и бизнес сразу поняли, что такие гонки для молодежи не только способ развлечься и померяться силами. Рождается своеобразный и перспективный вид автоспорта. А на спорте можно (и нужно) зарабатывать немалые деньги. Ведь для зрителей «дрэг-рейсинг» в первую очередь шоу. Стали строить специальные трассы с отбойниками; совершенствовалась система старта, возводились зрительские трибуны… Уровень «дрэга» рос, привлекая многочисленных участников и массы зрителей. Организованный «дрэг-рейсинг» способствовал повышению автомобильной культуры в США – как технической, так и водительской.

Ежегодно в Америке проходит чемпионат мира по «дрэг-рейсингу». Признан «дрэг» и в Старом свете, где уже 30 с лишним лет проводится (в 5 этапов) ежегодный чемпионат Европы.

Нет контакта?

В России ситуация другая. У нас никогда не знали «дрэгстеров» (лишь редкие исключения – усилиями отдельных «кулибиных»), нет специально подготовленных трасс. В конце концов мало людей, способных организовать мероприятие достойного уровня. Отечественный «дрэг» только встает на ноги. Годы нелегальных «светофорных» гонок подошли к концу. Пришло время «дрэг-рейсинга» – как официальной дисциплины автоспорта.

Лет 10 назад российские энтузиасты, насмотревшись на массовую заокеанскую практику, создали комитеты по продвижению «дрэг-рейсинга»: РАФ и МФР. Идей множество, в том числе и создание молодежной ассоциации – для привлечения новых поколений к спорту, вывода подростков из-под влияния улицы. Сейчас, увы, ничего не слышно. Прежние активисты «дрэга» переключились на другие виды автоспорта, и «рейсинг» остался в стороне.

Поднять цивилизованный «рейсинг» пока не получилось. Когда идея гонок проникла в массы, появилось немало «типазатюненных» отечественных легковушек –  «восьмерок» и «девяток». Безбашенные парни с пулей в голове и 116-м бензином в крови прямо на городских улицах стремятся обогнать друг дружку, оглушительно вереща приваренными «банками». «Колхоз-тюнинг», как выражаются на автомобильных порталах, сейчас на слуху. Он не дает ощутимого автоспортивного прогресса, а служит лишь средством самовыражения амбициозной молодежи.

В России постройкой высокодинамичных авто увлекаются немногие. На всю страну, как показала Абсолютная ДрэгБитва, наберется 3 десятка энтузиастов. Однако проекты выполнены на высоком профессиональном уровне. К сожалению, власти не слишком заинтересованы в поддержке «рейсерского» движения; их равнодушие сдерживает развитие массового автоспорта.

Официальный статус соревнования по «дрэг-рейсингу» приобрели лишь в немногих городах России. В их числе и Новосибирск. Летом 2004 года на запасной полосе аэропорта Толмачево состоялись первые официальные гонки на «Кубок МТС». Инициатором тогда выступила новосибирская Ассоциация гонщиков-любителей «Racing Club». С каждым годом организационный уровень растет, соревнования привлекают многочисленных участников и спонсоров, массу неравнодушных зрителей.

Что такое дрэг-рейсинг

Если же смотреть по стране в целом, то дальше всех ушел, конечно, Красноярск. Именно там уже 3-й год подряд проходит «Абсолютная ДрагБитва посреди России», туда привозят самые приемистые автомобили. А к нынешнему гоночному сезону был построен «дрэг-стрип» (специальная гоночная трасса, которая соответствует всем мировым стандартам).

Есть контакт!

Не так давно, 22 августа, в Новосибирске состоялась II городская конференция экстремальных и технических видов спорта. В ней приняли участие руководители авто и мотоклубов, «роллеры», представители «байк»-движения, «паркура», «страйкбола» и других спортивно-технических организаций.

Можно сказать, конференция стала знаковой. Представители комитетов по делам молодежи и управления спорта признали значение новых молодежных субкультур. И необходимость организованной работы с ними. Почему обратились именно к комитетам? Дело в том, что они могут и должны ставить вопросы по выделению территорий для экстремальных и технических видов спорта. А если у гонщиков – опытных и начинающих – появится площадка для тренировок и место для проведения соревнований, то условия развития автомотоспорта в Новосибирске изменятся к лучшему.

Конечно, признание властей отрадно, но далеко ли от слов уйдет дело? В рамках форума решено также устроить еще одну выставку-ярмарку Сибэкстрим и провести 7-й Сибирский драйв-фестиваль.

Сезон 2007

Несмотря на отсутствие условий для продвижения «рейсинга», Новосибирск все же не стоит от него в стороне. Практически завершившийся летний сезон по «дрэг-рейсингу» 2007 года подарил нам всего одну новосибирскую гонку: Кубок Кастрол, 10 июня. К сожалению, организаторы не смогли провести мероприятие на должном уровне. Многие иногородние участники были разочарованы его классом. Не в восторге и главный спонсор соревнований.

Что такое дрэг-рейсинг

Главным действующим лицом сезона стала единственная в Новосибирске команда по «дрэг-рейсингу» – Drag Team EXE. Она-то и защищала честь города в соревнованиях сибирского и даже российского масштаба. За лето новосибирские гонщики выступили в 4 городах Сибири. Дважды побывали в Красноярске – на «Драг Битве» и «Татышеве2», сорвав призы в нескольких классах. Главным достижением команды стал успех Дмитрия Павлова на «рыжей» Toyota Supra JUN. Победа не столько над соперниками, сколько над временем. Дмитрий поставил цель на сезон: выйти на «квотере» из 10,5 сек. Он и его супер-машина выполнили задачу: теперь рекорд Supra – 10,4 сек. на 1/4 мили.

Выступали гонщики и в Омске, где завоевали 3-е место. Дважды ездили в Барнаул. Кстати, выступления команды в столице Алтайского края можно по праву назвать «звездными»: в одной из последних гонок (14 июля) на кубок «Триал» ребята заняли 4 первых места, а также по одному второму и третьему. Павел Рауткин на Toyota Supra, Михаил Новиков на Honda CRX, Дмитрий Кузьменко на Toyota Soarer и Д.Павлов на Supra – чемпионы кубка Алтая.

Что такое дрэг-рейсинг

В середине августа команда Drag Team EXE буквально покорила Новокузнецк. Евгений Конышко (Subaru Impreza), Валерий Поспелов (MMC Mirage), Д.Павлов на «рыжей» – победители и финалисты первого официального «дрэг»-соревнования в Кузбассе.

А совсем недавно, в конце августа, по приглашению первопрестольной Д.Павлов, В.Поспелов и Евгений Трухин (Subaru Impreza WRX STI Type-Ra) ездили на «Битву двух столиц»: Москва против Санкт-Петербурга. Выступали за Москву – и заняли 3-е и 4-е места в «абсолюте».

У активистов команды множество проектов по развитию «дрэг»-движения и проведению местных гонок. Прежде разрозненные замыслы не удавалось воплотить в жизнь; может,  теперь, когда есть увлеченные люди, дело пойдет? Особенно при поддержке общественных организаций и властей города.

Как знать, может, в очередном сезоне новосибирским гонщикам уже колесить по бескрайней Сибири, а наоборот, все самые быстрые машины региона (и страны) окажутся гостями нашего города?