Зеленая осень

Автовыставка IAA 2007

Сентябрь – замечательное время сельхозярмарок, где цыплят считают, так сказать, прилюдно. Вот и автомобилестроители после видимости летнего затишья везут во Франкфурт-на-Майне кое-что из того, что наработали вдали от любопытных глаз: прототипы, новинки в серию и неповторимые выставочные экземпляры. Карты на стол: всемирное осеннее мотор-шоу открывается для автообозревателей и журналистов 11 сентября, а для широкой публики – 13.09. Многочисленные посетители увидят в залах Messe-центра огромное количество привлекательных экспонатов и, есть опасение, потеряются в необозримом разнообразии. Тогда как у нас позиция несравненно выигрышнее: значительное видится на расстоянии.

Давайте бросим беглый взгляд на несколько особенно интересных новинок. Составим предварительное впечатление от IAA 2007, а в очередном номере «Турбо» вернемся для обстоятельного разговора. Смотрите.

От Audi ожидается «четверка» очередного поколения: признанная по всему миру A4 претерпевает к 2009 модельному году изменения. Причем не только стилистические. Замечательную нынешнюю «четверку» и совершенствовать-то вроде ни к чему – разве что кузов делать из легких сплавов. А также предложить – наряду с великолепными бензиновыми и дизельными двигателями – «гибридный» силовой агрегат. В соответствии с глобальными тенденциями…

Насчет «гибрида» сведений пока нет, однако силовой агрегат подвергается основательной реконструкции. У A4 двигатель размещен продольно в переднем свесе, и «развесовка» по осям оставляет еще желать лучшего. Новая же модель отличается тем, что сцепление переместилось назад – после главной передачи и дифференциала. Тем самым двигатель удалось якобы сдвинуть на 155 мм относительно оси и уменьшить загрузку передних колес – в пользу задних. Вместе с постоянным полным приводом quattro, такая компоновка обещает дальнейшее улучшение управляемости; мыслимое ли дело?

Как и теперь, новая «четверка» оснащается рядными 4– и V-образными 6-цилиндровыми двигателями. Самый мощный из них – 3,2-литровая бензиновая «шестерка» FSI – развивает до 265 л.с.; как утверждают у Audi, с таким мотором A4 очередного поколения даже экономичнее по топливу, чем сегодняшняя модель с 255-сильным двигателем.


На стенде Citroen объявится прототип C-Cactus: компактный семейный «хэтчбек» с «гибридным» дизель-электрическим силовым агрегатом. Наглядный пример простой и сравнительно недорогой легковушки, удачно вписывающейся в образ автотранспортного средства XXI века – экологичного и экономичного. И выглядит неординарно – как внешне, так и в интерьере. Вариабельное внутреннее пространство (безо всяких излишеств в отделке), удобная посадка, передовая техника безопасности и продвинутая информационно-развлекательная телематика. Типовой для современного автомобиля набор, однако у «кактуса» есть также технические особенности, отличающие его от рядового «европейца».

Малолитражный турбодизель HDi укомплектован сажевым фильтром и развивает до 70 л.с., ему помогает тяговый электромотор (до 30 л.с.), питающийся от бортового аккумулятора. Причем на ограниченные расстояния C-Cactus способен передвигаться на чистой э-тяге – с «нулевым» выбросом вредных веществ.

Длина прототипа – 4,2 м, ширина – 1,8 м; специально для «кактуса» у Michelin разработали низкопрофильные покрышки 205/45R (на огромных 21-дюймовых колесах) – с низким сопротивлением качения. Они тоже способствуют топливной экономичности прототипа, который в смешанном цикле расходует лишь 3,4 л тяжелого горючего на 100 км пробега. Максимальная скорость C-Cactus ограничена 150 км/ч, хотя разгонная динамика – благодаря вспомогательному э-приводу – у него неплохая. Недорогой, «зеленый», практичный и экономичный «кактус» – воплощение мечты европейских автомобилистов. Вот только когда у PSA перейдут наконец от выставочных образцов к серийному выпуску французских «гибридов»? Наверное, и 5 лет не пройдет…


 

Среди экспонатов Chrysler LLC (уже без Daimler) во Франкфурте дебютирует новый crossover-«переходник» Journey – под маркой Dodge. Предсерийный прототип создан на платформе седанов Avenger/Sebring и готовится в серию (2009 модельный год) в передне– и полноприводном исполнениях. Прикол в том, что колесная база автомобиля растянута где-то на 125 мм (до 2890 мм), и в салоне удалось разместить 3-й ряд сидений. Правда, у Dodge признают, что 3-й ряд (идет за доплату) пригоден лишь для «непродолжительных» поездок и отказываются называть Journey 7-местным автомобилем.

Им виднее; в любом случае новый «переходник» отличается вместительностью (особенно с посадочной формулой 5+2) и вполне способен привлечь внимание многосемейных автомобилистов – по обе стороны Атлантики. Для североамериканского рынка Journey готовится с силовыми агрегатами из гаммы Avenger: бензиновые моторы вплоть до 3,5-литровой V-образной «шестерки» с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом». Причем с самым мощным двигателем в виде опции предлагается и полноприводная трансмиссия (с автоматическим подключением заднего моста).

Европейцам предложат моторы поскромнее – до 6-цилиндрового 2,7-литрового. Зато в «линейку» войдет также 2-литровый турбодизель, который стыкуется (за доплату) с 6-ступенчатой «роботизированной» КПП Getrag. Радикальное новшество с 2-я сцеплениями – вроде DSG от Audi/VW. А нам интереснее полноприводное американское исполнение с мощной «шестеркой», – если не слишком дорого.


Хотя Ford Motor по-прежнему в тяжелом положении, выставочная активность «синего овала» не иссякает. Во Франкфурте ожидаются по меньшей мере две фордовские новинки: 5-местный «переходник» Kuga и экономичный «хэтчбек» Verve.

В конце прошлого века – начале XXI в Северной Америке и в Европе продавался среднегабаритный седан Cougar. А теперь Kuga, хотя общего между двумя моделями немного. Внешний облик нового «переходника» навеян фордовским прототипом iosis X, который засветился на прошлогодней IAA в Париже. Тогда как технически Kuga опирается на превосходную платформу Focus C-Max; неплохо задумано.

Под капотом прототипа смонтирован новый «экологичный» 2-литровый турбодизель ECOnetic максимальной мощностью 136 л.с. Он состыкован с ручной 6-ступенчатой коробкой передач; через трансмиссию 4WD тяга транслируется на переднюю и заднюю (автоматическое подключение) ось. При выразительной внешности (фордовский «кинетический дизайн») и отличной ходовой у Kuga неплохие рыночные виды. Именно то, что нужно теперь «форду», – как воздух, как вода.

А рядом компактный Verve – корпоративный близнец недавно обнародованного Mazda2: кооперация и унификация. Стильный переднеприводный «хэтчбек» идет на смену заслуженной Fiesta и предназначен прежде всего для европейского рынка. Вместе с тем, не попытаются ли фордовские маркетологи предложить привлекательный и экономичный компакт заодно и североамериканским покупателям? Там ведь тоже стали сильно задумываться насчет среднего расхода горючего; глядишь, оценят миниатюрный (по заокеанским понятиям) автомобильчик.


Hyundai Motor показывает несколько новинок. Во-первых, «универсал» i-30 Crossover Wagon, который развивает тему нового «хэтчбека» корейской марки. Во-вторых, спорт-купе HND-3 Veloster (посадочная формула 2+2) – с прицелом на поколение Y. А во главе угла, в-третьих, «переходник» i-Blue – на водородном горючем. Топливные элементы III поколения и все такое. Прелесть таких экспонатов в том, что никогда не знаешь: есть ли под привлекающим взгляд образом сколько-нибудь реальная «начинка»? Недорого и сердито.


Безнадежно убыточный Jaguar выставляет свою последнюю надежду – новый седан XF, который идет на смену нынешнему S-Type. Разумеется, заднеприводный – в подчеркнуто спортивной стилистике «как бы купе». Под капотом все та же 4,2-литровая «восьмерка» – в бескомпрессорном исполнении и с приводным нагнетателем; двигатель стыкуется с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом». Неотразимый, динамичный, комфортный автомобиль – и, естественно, недешевый. Выручит ли XF славную марку? Не факт, хотя название в любом случае не пропадет. Китайцы купят…


От Mazda дебютирует «шестерка» очередного поколения – крупнее и выше классом. Как ожидается, в «линейку» двигателей войдет, кроме 4-цилиндровых, также и мощный фордовский 3,5-литровый V6. За доплату трансмиссия 4WD (с автоматическим подключением задней оси); в общем то, что японцы называют одним словом – Kizuna. Надо бы выяснить его значение – применительно к легковушке.


Центральный экспонат на стенде Mitsubishi – полноприводный Concept-cX: компактный «спорт-хозяйственник» (длина – 4100 мм) очередного поколения. Для европейского рынка: 1,8-литровый «чистый» турбодизель и 6-ступенчатая «роботизированная» КПП Twin Clutch SST с 2-я сцеплениями. Похоже, совместная с Chrysler работа (см. Dodge Journey).


У  General Motors раскручивают идею экспериментального Volt – под «дочерней» европейской маркой. Знакомьтесь: прототип Opel E-Flex с «гибридной» дизель-электрической силовой установкой. Многоцелевой однообъемник в модном ключе plug-in (подзарядка от розетки): под капотом 1,25-литровый фиатовский турбодизелек CDTi (с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха), способный работать на bio-топливе. На валу у него альтернатор электрической мощностью до 53 кВт, который питает батарею емкостью 16 кВт•ч (и весом около 100 кг). Тяговый э-мотор развивает до 120 кВт/163 л.с. (наибольший крутящий момент – 320 Нм) и приводит передние колеса.

Для полной зарядки э-батареи от бытовой сети (220 В) нужно 6,5 час. – по льготному «ночному» тарифу. И тогда «гибридный» Opel способен пройти до 100 км на одной лишь э-тяге – без запуска турбодизеля. С расходами (в евро) на «сотню» пробега в 4,5 раза ниже, чем на дизтопливе! А как известно, 80% американских автомобилистов (о европейцах отдельный разговор) как раз и ограничиваются дневным пробегом в пределах 60 миль. То есть, речь идет в сущности об электромобиле – со вспомогательным дизель-генератором (320 В) на борту. Который, кстати, вполне годится (в случае надобности) и для обслуживания местных потребителей э-энергии – на даче, в походе и т.п. Ну а общий пробег E-Flex (на аккумуляторе и 26,5-литровом топливном баке) достигает 775 км.

Интересная машина (созданная, по-видимому, на платформе Zafira): выразительная стилистика с аэродинамичными очертаниями, гибкая вариабельность и разносторонние возможности. Плюс потрясающая экономичность и образцовая экологичность; вот так «опель»! Осталось запустить в серию – по разумной цене.


Peugeot продвигает новый 308-й – в вариантах. Скажем, прототип 308RC Z: спорт-купе с посадочной формулой 2+2. Бензиновая 1,6-литровая «четверка» выдает с турбонаддувом до 218 л.с. и работает с 6-ступенчатой КПП; с места до «сотни» 308RC Z способен разогнаться за 7 сек. Неплохо – и к реальности близко.


Nissan выставляет малый электромобиль Mixim – пока только прототип. Еще одна попытка 3-местной компоновки: водитель сидит по центру, а 2 пассажира по бокам (и чуть сзади). Безо всяких д.в.с. – литий-ионный аккумулятор и 2 тяговых э-мотора у передней и задней оси. То есть, постоянный полный привод в электроисполнении; hi-tech.

Как дают знать от Nissan, Mixim ориентирован на молодых автомобилистов, неравнодушных к вопросам экологии. Длина машинки – 3700 мм, ширина – 1800, высота – 1400; колесная база – 2530 мм. Снаряженный вес – около 950 кг (неясно, сколько из них приходится на э-батареи). И когда такой Mixim найдет своих покупателей (молодых и не только), не сообщается. В перспективе.


Под маркой Volvo на IAA 2007 обнародован фордовский прототип plug-in – подобно Opel E-Flex. Американо-шведский «гибрид» создан на основе нового «хэтчбека» Volvo C30 и весьма продвинут технически: у него не один тяговый э-двигатель, а все 4! Так называемые мотор-колеса (от британской PML Flightlink): постоянный полный электрический привод. Пробег на э-тяге до 100 км, разгон с места до 100 км/ч за 9 сек. Нет слов, чтобы выразить. А вопросы те же: когда и почем?


От Suzuki выставляется прототип под сугубо японским именем Kizashi. Вообразите: 4-дверный седан в размерном классе D! Японская марка, которая традиционно ассоциируется с малыми и компактными автомобилями, устремляется вверх по лестнице рангов. Российским автомобилистам такой «сузуки» тоже подойдет – вот только название придется поменять.

Как видите, нынешнее мотор-шоу во Франкфурте открывается под «зеленым» флагом; время такое. «Гибриды», э-мобили; обыкновенные легковушки теряются среди прототипов и экспериментальных конструкций, хотя массовых посетителей в первую очередь интересуют товарные модели. И кстати, как там BMW, FIAT, Mercedes, Renault, Toyota? Не сомневайтесь, ведущие автомобилестроители не забыли об IAA 2007 – и приготовили кое-какие козыри. Поговорим отдельно.