Униженные …и молчащие

ГИБДД

Помню, был автор этих строк на одной пресс-конференции начальника УГИБДД области, полковника Петра Морозова. И услышал, как кто-то из коллег журналистов просит от УГИБДД большей разъяснительно-пропагандистской работы в массах. Дело вообще-то хорошее. Нужное. Но вот как аргументировал имярек эту необходимость: дескать, наш автомобилист, приходя в такое учреждение, как управление ГИБДД, теряется от обилия погон. Пугается. Язык прилипает к небу старой стелькой, ноги становятся сахарно-ватными, аналитические способности ума покрываются слоем анемии и склероза. И тыкается он, бедолага, от окошечка к окошечку и не может ни спросить, ни потребовать.

Вот это меня неприятно поразило. А ведь прав мой коллега! При всем обилии на дорогах «крутых» джипов и «мерсов», при всем многообразии «среднего класса», российский автолюбитель — поныне существо униженное и оскорбленное. Приходя в ГИБДД (не за чужим, за СВОИМ! — пр. авт.), он боится это «свое» потребовать. Попросить. Настоять. Хотя ничего, кроме хамства, в самом худшем случае, его не ожидает.

Что это? Наследие нашей 70-летней истории рабства? ГУЛАГа? НКВД? Или ГАИ советского образца? В любом случае, именно отсутствие гражданской позиции у большинства водителей делает многие проблемы неразрешимыми. Да, журналисты защищают права автомобилистов. Иной раз, чересчур рьяно. Но как мне надоело быть «живым щитом», прикрывающим этих многоликих и, одновременно, безликих граждан, называемых уродливым, но точным по сути словом «автолюбители»!

Возьмем, хотя бы, пару проблем, которые мучают, словно хронический запор, новосибирских автомобилистов. И в каждом, кроме очевидных (объективных) препятствий в виде несовершенства законов или «беспредела ГИБДД» мы увидим нежелание автомобилиста постоять за себя… и за себе подобных.

«Штрафстоянки». За что боремся?

О них исписаны горы бумаги. Не будем повторяться, а коснемся лишь некоторых аспектов проблемы. Итак, сама процедура постановки на стоянку, имеющую некий «штрафной сектор», т. е. для транспорта, задержанного работниками ГИБДД. Да, есть огромное количество случаев, когда автомобиль ставится на «штрафстоянку» неправомерно. Да, раньше, и кое-где сейчас, работники ГИБДД игнорируют наставление «принимать меры к возможному устранению правонарушения на месте». Иначе говоря, не позволяют съездить или сбегать за позабытыми дома правами, или вызвать по телефону трезвого водителя с правами. Но, во-первых, именно сейчас БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ШУМ, поднятый СМИ вокруг пресловутых «штрафных», у 90% «гаишников» напрочь отбил охоту настаивать на безусловном задержании автомобиля. И если откинуть некое количество явных «зверств» со стороны сотрудников ГИБДД, то выяснится неприглядная картина: остальная часть НАРУШАЕТ ПДД, ОТЛИЧНО ЭТО СОЗНАВАЯ. Человек знает, что у него непорядок с документами: либо «времянка» просрочена, либо доверенность выдана с ошибкой, либо с номерами что-то не так (имеются в виду номера кузова и двигателя), либо просто по какой-то причине нет прав: потерял, украли и пр. Что делает в этом случае автомобилист западный? Правильно. Одалживает машину у друга, либо оставляет ее в гараже и едет решать свои проблемы на метро… Наш автомобилист, зная, что его могут вполне законно наказать, все-таки садится за руль и едет. Почему? Варианты: а) надеется на «авось», б) не хочет лишиться и сотой доли привычного комфорта «колес под задницей».

Другая ситуация. Человек немножко выпил. Оставим за скобками это «немножко» — каждый сие понятие толкует по-своему. Нормальный западный автомобилист в этом случае НЕ СЯДЕТ ЗА РУЛЬ. Из чувства самосохранения. Наш — садится и едет. Почему? Надеется, что инспектор «простит». Или — опять же — надеется на «русское авось». Не кажется ли вам, что это, по меньшей мере, НЕПРАВИЛЬНО?!

Предъявляя самые суровые требования к известным врагам своим — «гаишникам», то нечто, что можно назвать «водительской молвой» никогда не предъявит такие суровые требования к себе. К водителю.

Еще раз «штрафстоянки». Наплевать на ближнего своего…

Автор этих строк исследовал «штрафстояночную» тему и вдоль и поперек. И обнаружил несколько любопытных моментов… Да, очевидное уродство законодательства и упрямство (не сказать — алчность!) местных властей — налицо. Но кроме этого фактора есть и другой.
Сейчас налоговая инспекция берет с владельца любой стоянки налог по числу имеющихся у него машино-часов… Приходят, обозревают территорию: ага, у тебя столько-то метров квадратных. На них ты можешь (!) держать, допустим 200 автомобилей. Вот и плати за 200 машино-часов.. Стоянщик показывает — ребята, да вон у меня как минимум сотня мест занята битым, раскуроченным, откровенно ржавым транспортом. Он же «мертвым грузом» стоит, прибыли не приносит… Но налоговую это не волнует. И «стоянщик» платит, как скупой, дважды и тридцать трижды. А будучи в хорошем смысле «скупым», перекладывает эти расходы на плечи тех, кто заново прибывает к нему на стоянку в качестве водителя автомобиля, задержанного сотрудниками ГИБДД.

Ситуация не так проста, как кажется. В 1997 году на «штрафстоянках» города насчитывалось около 1000 единиц брошенного транспорта. Сейчас это количество увеличилось, примерно, до 2 тысяч. Тем, кто не верит, приглашаю на экскурсию: стоянка возле автокомплекса «Славяне» у вещевого рынка, подчистую забитая ржавчиной, и стоянка на ул. Станционной, 24 (РМК «Шанс»), угол которой занят таким же транспортом. Количество его возрастает!

Теперь обратимся к нормальной логике нормального хозяина, который вынужден содержать этот транспорт. Кстати, при РМК «Шанс» сейчас работает розыскник. Разыскивает хозяев… Приезжает к такому хозяину, а тот «в дребезину» пьяный. Твоя машина? Да ты чо, начальник?! Я ее по доверенности шурину продал… А он кому? А фиг знает. Пусть стоит, она не моя.
Возможна такая ситуация на Западе? Нет. Нет у них практики продавать по доверенности. Все делается легально и любую машину можно идентифицировать с хозяином.
А вторая, достаточно типичная ситуация, еще хлеще. Хозяин слегка мятой «короллы» говорит: а мне она уже не нужна. Я ее, знаете ли, продаю. Пусть у вас стоит, мне так удобней — и денег не плачу, и машина под охраной.

…Ведь стоит же в «кармане» на ул. Гоголя зеленый автофургон ГАЗ-53 с госномером Ш-1535-НБ. Третий год стоит! Под снегом и дождем. Где его хозяин? Говорят, живет в частном секторе и безуспешно… продает эту машину.

Таким образом, кому война — война, а кому — мать родная. Кто-то клянет «штрафстоянки» на чем свет стоит, а кто-то с их помощью избавляет себя от проблем, да еще и деньги экономит.

Кто такие «экологи» и как с ними бороться

Тема «экологической милиции» (такого, кстати, термина нет, есть термин «сотрудники Оперативного Управления Государственного Комитета по экологии Министерства по охране окружающей среды» — во как! пр. авт.) тоже не нова. Опуская сейчас множество явных несуразностей, если не сказать более, и злоупотреблений со стороны работников этой всеми автомобилистами проклятой службы, можно сказать одно: они есть и будут. К необходимости защиты природы и контроля за загазованностью воздуха пришли все развитые страны — придем и мы. Но сотрудники Госкомэкологии до тех пор будут творить беспредел, покуда покорные, униженные и оскорбленные не раз водители будут им в этом… помогать.

Суть ситуации проста: существующее сегодня природоохранное законодательство предписывает «экологам», цитируем: «прекратить, приостановить» загрязнение окружающей среды. Все правильно. Но не просто прекратить это загрязнение, а сделать так, чтобы источник загрязнения с момента наложения штрафа и его «задержания» перестал загрязнять природу — мать вашу и нашу. Следовательно, если задержанный «экологическим контролем» нарушитель не может тут же, на месте прекратить загрязнение (исправить, отрегулировать двигатель так, чтобы соблюдались нормы выброса СО — пр. авт.), то его надо поместить туда, где он сделает это сам, либо ему сделают в принудительном порядке. Законно и логично.

А теперь — реальная ситуация на дороге. Вот останавливают автомобилиста. Кто и как — это вопрос отдельный. Проверяют СО и обнаруживают превышение. Хорошо. Что дальше? Дальше ему говорят: плати штраф на месте. (Опять же: ситуация, в которой сам инспектор Госкомэкологии ПРИМЕНЯЕТ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ любой штраф в «вилке» от 1 до 10 минимальных окладов — беспредел. Вопиющий! А все потому, что такие вещи принимаются на законодательном уроне. Но у нашей Государственной Думы политические заботушки покруче, чем проблемы простого автолюбителя. Вот так и живет страна с «недоделанными» законами, а каждый «удельный князь» творит свой закон, точнее беззаконие, вместо Госдумы. Но дело не в этом.) Вот он, с нашивкой «экоконтроль» выдал на-гора цифру — предположим, 200 рублей. Этих денег у вас нет. Что делает автомобилист? Возмущается и уговаривает «эколога» умерить аппетиты. А «эколог» ему: мол, тогда сейчас вашу машину — на ту самую «штрафстоянку»… И тогда САМ АВТОМОБИЛИСТ, СВОЕЙ РУКОЙ ПИШЕТ В ПРОТОКОЛЕ: «…прошу в залог уплаты мной штрафа… принять госномера такие-то машины такой-то». И, в ряде случаев, САМ ОТКРУЧИВАЕТ отверточкой номера. Когда же затем, паче чаяния, обращается в суд, то ему говорят — любезный, о чем разговор? Вы же сами, своими руками сняли номера. Никто у вас их не отбирал. И дело однозначно проигрывается.

Давайте посмотрим, что делает «эколог», если вы откажетесь снимать треклятые номера? Вариант «А» — отбуксирует вас на «штрафстоянку» (есть такая под окнами оперативного управления Госкомэкологии, на ул. 2-ая Станционная), вариант «Б» — отбуксирует вас на одну из СТО, с которыми у оперативного управления есть, по некоторым данным, договоры на «принудительное устранение» данной неисправности. Вариант «В» — помотает вам нервы и отпустит.
…Если вас отвезет на «штрафную» кто-то из сотрудников ГИБДД ДНД (дружинников), обычно наличествующих в составе экопостов, то вы без труда сможете забрать машину бесплатно через суд, ибо действия «экологов» очевидно неправомерны: на любой стоянке «причину загрязнения окружающей среды» не устранишь. Они это хорошо знают и поэтому автор не слышал ни разу о том, чтобы какой-либо автомобиль отволокли на 2-ю Станционную.

Если вас отвезут на любую СТО, с которой есть договор, то буквально через месяц все эти СТО будут забиты НЕВОСТРЕБОВАННЫМИ МАШИНАМИ, так стоимость регулировки старой «копейки» едва ли не равна ее стоимости. Прочитайте еще раз начало моей статьи, чтобы понять: сейчас «экологи», да и сами хозяева СТО, на это не решаются, прекрасно понимая последствия создания хотя бы первого подобного прецедента.

Остается третий вариант. Не давать свои права кому попало — раз! Если дали права в руки «дружиннику» (есть приказ МВД №329, разрешающий последним проверять документы водителей — пр. авт.), то выяснять СУТЬ НАРУШЕНИЯ ПДД — а сотрудники ГИБДД ДНД имеют право наказывать только за это. Если нарушения ПДД — прочтите еще раз! — нет, то требовать либо возвращения прав, либо ехать тут же в отделение ГИБДД и писать заявление на имя начальника о том, что такой-то сотрудник ДНД изъял у вас водительское удостоверение БЕЗ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА О НАРУШЕНИИ ПДД. Я вас уверяю: «дружиннику» не поздоровится, и он это знает!
…Но для этого нужно совсем немного — или страшно немало. Найти в себе силы, чтобы потребовать у остановивших вас лиц удостоверения и аккуратно их переписать. Второе: на несколько дней, или, возможно, недель лишиться ПРАВ и СВОЕЙ НЕНАГЛЯДНОЙ ЛЮБИМИЦЫ, дающей вам столь вожделенное ощущение постоянного комфорта. А затем пройти через процедуру поиска правды, возможно, вплоть до суда.

И вот этого-то никто не хочет делать. Ни один униженный и оскорбленный автомобилист. А ведь тот, кто просто посылал «экологов» на три буквы и уезжал, как правило, не звонит по редакциям и не возмущается. Он свои проблемы решил и ему также наплевать на остальных, как и тем, кто покорно пишет: «прошу принять в залог…»

Послесловие

Напоследок — быль. Некий достаточно состоятельный новосибирец купил на заводе в городе Ингольштадте новенькую «Ауди А4». По спецзаказу исполненную. Форма документов о покупке, выдаваемая на заводе, несколько отличалась от той, что дают где-нибудь в Мюнстерском гараже или на рынке в Кельне. И вот на ул. Немировича-Данченко его тормозят. Какой-такой спецзаказ?! А может, машина в угоне? На «штрафную»! Отволокли его, бедолагу.

Новосибирец идет к адвокату. Платит деньги. Летит в Ингольштадт. Добывает на заводе суперзаверенное всеми печатями доказательство, что именно этот автомобиль, именно с этим номером WIN ему продали. Прилетает обратно. Готовит иск. И когда дело уже в суде, и проходит два месяца, приходит снова к адвокату. Мол, мужик, ладно, давай отбой… Как? Да, я там с начальником ГАИ договорился, мне ее без шума и денег отдают.

Так был погублен один из самых ярких и показательных судебных прецедентов, по которым до сих пор новосибирские автомобилисты могли бы БЕСПЛАТНО забирать свой неправедно отнятый транспорт с разного рода «штрафстоянок».

…У нас чертова туча партий и объединений. Кто за духовное возрождение, кто за непорочное зачатие. Но партии, защищающей ПРАВА АВТОМОБИЛИСТОВ и состоящей из этих автомобилистов, НЕТ ДО СИХ ПОР! Почему?

Потому, что наши автомобилисты разобщены. Безгласны. Унижены и оскорблены. Ленивы и трусливы. Нелюбопытны в отношении своих прав. Любители по мелочам нарушать ПДД и по-крупному «договариваться». Потому, что у них коленки дрожат, когда они приходят в ГИБДД и язык — без костей, когда они рассказывают мужикам в гараже о «гаишном беспределе». Или когда звонят в редакции газет, скромно не называя фамилий и прося за них вступиться.
Стоит ли мне, журналисту, ЗАЩИЩАТЬ ТАКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ?
Не уверен.