Тюнинг-пакет от TRD

Тюнинг-пакет от TRD

За знаменитым сокращением стоит Toyota Racing Development (гоночная подготовка от Toyota); особое подразделение японского автомобилестроителя, которое позиционируется как поставщик техники и комплектующих для гоночных серий. Таких как Formula Toyota и др.

Серьезная деятельность; однако она служит, скорее, рекламной вывеской для по-настоящему крупномасштабного бизнеса: по всему свету TRD предлагает тюнинг-пакеты для тойотовских моделей. Скажем, можно ли своими руками «дозарядить» бабушкину машину, на которой она разъезжает по бакалеям, до уровня «стрит-рейсера»? Однозначно, – если у бабушки «тойота», причем лучше не с «автоматом», а с «ручкой».

Группа североамериканских автожурналистов поставила эксперимент: своими силами препарировать новенькую «короллу» с применением комплектующих TRD. Семейный 4-дверный седан CE (ценой у дилера в 12490 долл.) изначально оснащен 1,8-литровым 16-клапанником 1ZZ-FE и ручной 5-ступенчатой коробкой передач. В штатном исполнении мотор развивает (SAE) до 130 л.с. и выдает до 170 Нм крутящего момента, так что машина не такая уж и бабушкина. Вместе с тем, мало какая из легковушек сравнится с «короллой» по качеству исполнения и сборки – и по надежности. Экспериментаторы приняли решение укомплектовать двигатель приводным нагнетателем TRD (типа Roots – см. «С наддувом», «Турбо», 2005, №1); как обещано в рекламных проспектах, он поднимает крутящий момент до 197 Нм при 4000 мин-1, а мощность – до 166 л.с. при 6800 оборотов. На ведущих (передних) колесах; на маховике двигателя гораздо выше.

В списке дополнительных комплектующих:
– нагнетатель (в наборе для установки);
– спецпружины подвески уменьшенной высоты;
– передняя «растяжка» (между стойками подвески);
– кузовной «обвес» и накладки порожков;
– задний «спойлер»;
– спецсистемы выпуска Borla;
– легкосплавные 18-дюймовые колеса;
– спорт-педали.

Corolla CE с тюнинг-комплектом от TRD
Corolla CE с тюнинг-комплектом от TRD

Тюнинг-пакет обошелся примерно в 8 тыс. долл. – плюс кое-какие профессиональные услуги на сумму в 935 долл. Вся прелесть в том, что доработка машины всецело опирается на заводские комплектующие. А у Toyota рады лишний раз продемонстрировать, что практичная Corolla вполне годится для спорт-тюнинга.

Первые затруднения по ходу работ возникли из-за электронного дросселя, который появился на двигателях Corolla в нынешнем году. Дело в том, что нагнетатель стыкуется со впускным коллектором мотора, оснащенного еще тросовым приводом дроссельной заслонки, а теперь коллектор другой; пришлось искать решение. Всестороннюю поддержку оказала местная команда TRD: изготовили переходную плату, которая позволила состыковать нагнетатель со впускным трактом образца 2005 года. Ну и, разумеется, перепрограммировали ЦПУ двигателя – так, чтобы согласовать управляемую «по проводам» дроссельную заслонку с увеличенной подачей воздуха в цилиндры.

Кроме приводного ремня (и даже спецтермостата системы охлаждения), в комплект нагнетателя входит нечетная – 5-я – форсунка. Она монтируется на впускном коллекторе, и когда включается наддув, подает в цилиндры дополнительное количество бензина. Так что удается обойтись штатными инжекторами – без лишних переделок. При фирменной установке нагнетателя TRD дает 5-летнюю гарантию (или 100 тыс. км пробега). Если же комплект монтируется в гараже, гарантийный срок сокращается до 12 месяцев. Обслуживание нагнетателя сводится к замене смазки, заложенной в агрегат, – через 160 тыс. км пробега.

«Четверка» 1ZZ-FE – уже с приводным нагнетателем
«Четверка» 1ZZ-FE – уже с приводным нагнетателем

Помимо гарантий срока службы, TRD обещает прирост крутящего момента на 22% и 35-процентное повышение мощности двигателя. При том, что он сохраняет способность работать на неэтилированном 91-октановом бензине. Мотор с нагнетателем испытывали на тормозном стенде: уже при 2800 мин-1 крутящий момент превысил 233 Нм, а при 3400 оборотов достиг своего пика в 240 Нм. На маховике, тогда как на ведущих колесах – неполные 197 Нм; как видите, по дороге – в трансмиссии – теряются добрые 18% отдачи. По мере дальнейшего повышения оборотов крутящий момент стал спадать – до 227 Нм при 5 с лишним тыс. мин-1. Мощность (на маховике) превысила 162 л.с., и, убедившись в реальности заявленных показателей, «крутить» двигатель еще выше экспериментаторы не стали. Главное в другом: приводной нагнетатель реагирует на «газ» без запаздывания, характерного для турбонаддува.

У серийной машины спереди подвеска McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах; там и там поперечные стабилизаторы. После замены пружин Corolla заметно улучшила держание дороги и управляемость – даже со штатными амортизаторами и на стандартной резине. Сказалась и повышенная жесткость шасси – благодаря передней «растяжке». Ход машины на укороченных пружинах стал заметно жестче, хотя и не настолько, как при применении комплектующих от посторонних поставщиков. Ничего похожего на «автопогрузчик» – по впечатлениям одного из автообозревателей, который в свое время познакомился с тюнинг-«короллой» в ином исполнении.

Под ногами водителя появились спорт-педали TRD; совсем не то же самое, что многие из изделий «афтермаркета». Резиновые накладки дают надежный контакт; все под контролем. Во всяком случае – до износа накладок. Осталось перетянуть интерьер натуральной кожей – и семейная Corolla преображается в крутой «стрит-рейсер».

Тюнинг-«королла» сходит со стапелей
Тюнинг-«королла» сходит со стапелей

Они доказали: с комплектующими TRD (и при ненавязчивой фирменной поддержке) вы можете подвергнуть любимую «тойоту» основательному тюнингу самостоятельно! В нашей реальности энтузиастам приходится обходиться без услуг TRD; для кого-то так даже интереснее. Вместе с тем, недавнее решение Toyota Motor о строительстве сборочного завода в Ленинградской области открывает новые перспективы. Глядишь, вслед за сборкой легковушек в Россию придет и Toyota Racing Development. Вот тогда и оттянемся – на все деньги.