Скромный новатор

Скромный новатор. Lloyd LP600

Полсотни лет назад под маркой Lloyd (она входила в состав немецкой группы Hansa) начали выпуск микролитражки LP600. Кто теперь ее помнит – как марку, так и группу? А ведь малый Lloyd положил начало легковушкам, на каких теперь ездим почти все мы: переднеприводным с поперечным расположением двигателя и соосной 2-вальной коробкой передач.

Lloyd LP600
Lloyd LP600
Сохранившийся экземпляр Alexander TS

Автомобильчик с несущим кузовом оснащался рядным 2-цилиндровым мотором воздушного охлаждения. При диаметре цилиндров и ходе поршней 77х64 мм его рабочий объем равнялся 596 «кубикам». Конструкция с верхним распредвалом (SOHC) – редкость по тем временам, пара клапанов, установленных V-образно. То, что американцы назвают hemi. Питание, естественно, карбюраторное (Solex); со степенью сжатия 6,6 моторчик twin развивал до 20 л.с. (DIN) при 4500 мин-1. Наибольший крутящий момент – 3,9 кгм при 3 тыс. оборотов. Однако дело не в показателях двигателя, а в его стыковке с 2-вальной 3-ступенчатой коробкой передач: она смонтирована соосно с коленчатым валом.

Двухцилиндровый моторчик Lloyd LP600
Двухцилиндровый моторчик twin нисколько не устарел за полвека

Вот и теперь практически у всех переднеприводных автомобилей (а современные легковушки почти все с передними ведущими) применяется именно такая схема силового агрегата. Великолепная в своей простоте и эффективности! А вовсе не та, какая в конце 50-х появилась на легендарном Austin/Morris Mini [Забавно, что у нынешнего Mini силовой агрегат построен по схеме W.Christie/Lloyd, а вовсе не Austin/Morris. Ее лет 25 никто не применяет – не в кассу], – с 3-вальной КПП под коленчатым валом. Переусложненная и поэтому дорогая, с лишними парами шестерен (дополнительные потери мощности). Двигатель сидит слишком высоко – центр тяжести. А конструкция Lloyd начала прокладывать себе дорогу только со II половины 60-х. И теперь по такой схеме устроены силовые агрегаты и японских мини класса K-car, и седана «люкс» Cadillac de Ville с 4,6-литровой «восьмеркой» Northstar. Не говоря уже о ВАЗ-овских переднеприводниках.

2-вальная КПП, соосная с коленвалом двигателя Lloyd LP600
Суть дела: 2-вальная КПП, соосная с коленвалом двигателя. У LP600 еще без синхронизаторов…

Между прочим, схему с 2-вальной соосной КПП предложил еще в начале XX в. американский конструктор John Wаlter Christie (известный как Уолтер Кристи). Как говорится, и 100 лет не прошло… А кстати, W.Christie нам не чужой: в конце 20-х инженер работал на оборонную промышленность СССР. При его участии созданы быстроходные танки серии БТ; универсальный был талант. И теперь вы катаетесь на легковушке с передним приводом, даже не подозревая о мистической связи вашего авто с довоенными советскими танками – и немецким микроавтомобилем II половины 50-х. Неисповедимы пути Господни.

Передняя подвеска у LP600 независимая – на двойных поперечных рычагах, в роли которых выступали 2 поперечные рессоры (сверху и снизу). Сзади – качающиеся полуоси на продольных листовых рессорах; телескопические амортизаторы. Покрышки размером 4,25-15, разумеется, с диагональным кордом. Рулевой механизм – шестерня-рейка; 50 лет назад! Тормоза, естественно, барабанные «по кругу» – много ли такому автомобильчику надо?

полуоси неравной длины Lloyd LP600
Схема W.Christie 100-летней давности господствует в современном автомобилестроении. Ни одной лишней пары шестерен! Обратите внимание на полуоси неравной длины – как сейчас
Компоновка Alexander TS Lloyd LP600
Компоновка Alexander TS – на центральной трубчатой раме

Только в 1958 году выпустили без малого 50 тыс. недорогих и прогрессивных LP600. В том же году появилась усовершенствованная модель Alexander TS. С задней подвеской уже на продольных рычагах и 4-ступенчатой КПП – по той же соосной схеме. Ну, а в начале 60-х марку Lloyd постигла обычная для пионеров судьба: банкротство и забвение.

Длина 2-дверного 4-местного Lloyd LP600 – 3338 мм, ширина – 1412, высота – 1392; база – 2000 мм, колея – 1200/1200. Снаряженный вес – 530 кг, из которых 60% приходились на ведущие передние колеса. Максимальная скорость – 80 км/ч, а (низкооктанового) бензина автомобильчик расходовал в среднем 6,7 л на 100 км пробега – по Бог весть какому способу измерения.

Давным-давно нет на свете ни группы Hansa, ни марки Lloyd. Однако столбовую дорогу мировому автомобилестроению указал именно скромный LP600. Скромность порой украшает.