Скандал

За месяц Формула 1 совершила 4 тура по Европам: Большие призы Франции, Великобритании, Германии и Венгрии. Классические французский (Magny-Cours) и британский (Silverstone) этапы прошли скучновато – причем с одним и тем же главным результатом. А вот немецкий GP (он же Большой приз Европы)…

Magny-Cours

 

Квалификацию на Magny-Cours выиграл 30 июня бразилец Felipe Massa на Ferrari, 2-е время на круге показал «новобранец» и лидер в предварительном зачете чемпионата 2007 Lewis Hamilton (Великобритания, McLaren). Третьим стал финн Kimi Raikkonen (Ferrari). «Обороняющийся» чемпион пал жертвой технических неполадок: в 3-й сессии Fernando Alonso (McLaren) подвела КПП, и он остался на 10-й стартовой позиции.

Воскресный заезд (70 кругов) складывался довольно монотонно – как обычно на Magny-Cours. Поначалу повел Massa, однако интрига свелась к тому, у кого на старте больше бензина в баках и кто позже других идет на дозаправки. После 2-го раунда pit-стопов стало ясно, что истинный лидер гонки – Raikkonen. Он и победил – в 2,4 сек. перед Massa; «золотой дубль» для Scuderia! Третьим прибыл фантастически стабильный Hamilton, который увеличил отрыв в предварительном зачете чемпионата от партнера по команде до 14 очков…

Silverstone

На скоростной трассе Silverstone сильнейшим в квалификации оказался Hamilton – к восторгу многочисленных соотечественников. На 0,1 сек. от него отстал Raikkonen, 3-е время на круге показал Alonso. Massa остался 4-м; типовой стартовый расклад в нынешнем чемпионате.

Гонку в воскресенье (8 июля) на 59 кругов поначалу возглавил держатель pole-позиции; его плотно преследовали Kimi и Fernando. А затем повторился французский сюжет – с вариациями. Никто из лидеров не допускал ошибок – ни тактических, ни технических. Так что все опять решилось в последовательности дозаправок: после 2-го раунда pit-стопов вперед вышел Raikkonen.

Silverstone: со старта ведет L.Hamilton, но K.Raikonen преследует его вплотную

Не ищите тут блестящих тактических озарений; просто финский пилот за рулем болида №6 шел по британской трассе быстрее других. Фактически; разве что его преимущество явно проступило только где-то после 45-го круга. Вторая победа подряд заметно продвинула Kimi в предварительном зачете, хотя лидером остался темнокожий Lewis (он финишировал 3-м). Fernando прибыл 2-м и сократил отставание от младшего партнера до 12 очков.

Сезон 2007 перевалил через середину, и тут в «большом цирке» разразился международный скандал, замешенный на дрожжах промышленного шпионажа. В начале июля Scuderia без объяснения причин уволила Nigel’а Stepney, одного из руководителей гоночной программы Ferrari. Позже последовали обвинения N.Stepney в передаче конфиденциальных технических сведений архисопернику – команде McLaren.

Ron Dennis, разумеется, все отрицал, однако же немедленную отставку получил Mike Coughlan, главный дизайнер-конструктор McLaren. Его-то и заподозрили в получении информации от N.Stepney, причем обыск в резиденции M.Coughlan’а (по ордеру суда, разумеется) обнаружил там какие-то 780 страниц технической документации Ferrari. Полученной от N.Stepney…

Команда McLaren выступила с официальным заявлением, из которого следовало, что M.Coughlan действовал на свой страх и риск – без ведома руководства. И т.д., и т.п., однако дело выглядело крайне скверно: британская команда оказалась под угрозой суровых санкций со стороны FIA. На 26 июля федерация назначила слушание дела в дисциплинарной комиссии, а тем временем шла подготовка к очередному этапу чемпионата – в Германии.

Nurburgring

Grand Prix Европы разыгрывался нынче на знаменитой трассе Nurburgring, – конечно, не на чудовищной 22-километровой «северной петле», а на современном «кольце» длиной всего лишь 5,15 км. Четверо главных соперников из Ferrari и McLaren настраивались в очередной раз помериться силами – на фоне безобразного скандала между двумя командами. Лидер чемпионата молодой Hamilton готовился к 10-му старту в Формуле 1; на 9 предшествующих этапах он умудрился 9 раз подняться на подиум! Стопроцентное попадание – и 2 победы…

Всех вокруг занимал естественный вопрос: удастся ли «новичку» показать 10 из 10? Нет, барьер оказался роковым: в ходе субботней квалификации (3-я заключительная сессия) болид №2 на скорости за 225 км/ч вылетел с трассы и разбился о барьер из покрышек. Пилот долго не показывался из кокпита; наконец Lewis буквально вывалился на гравий, и его увезла машина «скорой помощи» – на носилках под капельницей.

Тут же выяснилось, что причиной катастрофы стала… недовернутая механиками гайка переднего правого колеса. Похоже, нервозная обстановка в команде (бескомпромиссное соперничество пилотов – да еще скандал с Ferrari) означает повышенный риск для тех, кто за рулем. Пилотам достается вся слава, завоеванная командными усилиями. Но и за проколы команды отвечают именно они – головой.

Nurburgring: Ferrari и McLaren в прямом контакте!

После получасового перерыва заезды возобновили, и pole-позицию завоевал Raikkonen – перед Alonso и Massa. Вскоре поступили сведения из госпиталя: Hamilton не пострадал и, по-видимому, сможет стартовать в гонке! После такого-то потрясения…

В воскресенье 22 июля лидер чемпионата и в самом деле вывел свой болид – на 10-ю стартовую позицию. Гонка (на 60 кругов) началась под неотвратимой угрозой дождя; погода в Эйфельских горах переменчива. Однако почти все команды выбрали «псевдослики» – в расчете на оперативный pit-стоп. Со старта повел Raikkonen, его преследовали Massa и Alonso – и тут начался дождь. На Nurburgring обрушился мощный ливень, и немедленно выяснилось, что современные пилоты F1 слабо готовы к «мокрой» гонке. «Дождевой» этап – исключительная редкость в последние годы, так что практики никакой.

На трассе воцарился хаос: пилоты стремились на pit-стоп для замены покрышек, болиды один за другим вылетали со скользкой ходовой поверхности в гравий. В трудном первом повороте их скоро скопилось с полдюжины – и Hamilton в том числе… Правда, мотор он не заглушил, и его болид вызволила «техничка» (которая вышла на трассу вслед за safety car). А гонку тем временем возглавил… немецкий аутсайдер Markus Winkelhock (Spyker), который стартовал – с 22-й позиции – сразу на «мокрой» резине! Вот что значит тактически грамотное решение…

Впрочем, на 5-м круге заезд остановили – ввиду полной неразберихи – и после перерыва возобновили (со стартом с ходу). Дождь окончился так же решительно, как и начался, и трасса стала подсыхать. Впереди скоро оказался Massa, за которым шли Alonso и… опытный David Coulthard на Red Bull (стартовавший аж с 20-го места). Winkelhock откатился на 9-ю позицию, а лидер чемпионата замыкал пелотон на 17-й. Снова началась массовая замена покрышек – обратно на «псевдослики». А после 15 кругов во главе гонки фавориты: Massa, Alonso, Raikkonen. Тогда как Winkelhock сошел (короткие мгновения славы), а Hamilton влачился замыкающим – с лучшим временим на круге!

После 34 кругов Kimi прекратил гонку (гидравлика), и на 3-ю позицию вышел австралиец Mark Webber на Red Bull; невероятный успех для малоконкурентной команды. А на последнем десятке кругов возобновился дождь, и пилотам опять пришлось менять резину. И тут наступил момент истины: Massa в нескольких секундах перед Alonso, но на мокрой трассе испанец быстро настигает бразильца! Последние круги прошли в отчаянном соперничестве за лидерство. Силовой контакт, еще контакт; казалось, вот-вот сойдут оба – и Webber’у выпадет сенсационный успех. Нет, борьба высочайшего накала завершается без потерь, и «обороняющийся» чемпион вырывает победу! Настоящий чемпион – вне всяких сомнений.

Гонка продолжалась 2 часа, 6 мин. и 26,5 сек.; M.Webber финишировал 3-м; 2-й подиум в его «формульной» карьере. L.Hamilton остался в Германии 9-м, и его отрыв от F.Alonso разом сократился до 2 очков. Сражение за титул возобновилось – за 7 туров до финала – между партнерами по «конюшне». Что-то подобное уже происходило в конце 80-х: Alain Prost и Ayrton Senna… в команде McLaren. С переменным успехом сторон.

В четверг 26 июля дисциплинарная комиссия FIA вынесла… оправдательный вердикт по делу о промышленном шпионаже. «Свидетельств того, что команда McLaren использовала конфиденциальную информацию в своих интересах, не обнаружено». Никаких санкций; Max’у Mosley, президенту FIA, наверное, придется покинуть родину, если британскую команду, скажем, выпрут из чемпионата и все лавры достанутся Ferrari. Руководство Scuderia, естественно, выразило недоумение и возмущение решением – и обратилась в апелляционную комиссию FIA. Впрочем, итальянская команда тем и знаменита, что склонна «выбрасывать игрушки из кроватки», как только дела поворачивают не в ее пользу.

Hungaroring

Скандал разгорается, а команды собрались на венгерском «кольце» Hungaroring: 11-й этап чемпионата мира. И в субботу 4 августа там вспыхнул очередной скандал – местного масштаба. В ходе квалификационных заездов пилоты McLaren выглядели заметно сильнее Ferrari. До смешного: к концу 2-й сессии болид №5 быстро обслужили на pit-стопе, и Massa двинулся к выходу на трассу. И вдруг «восьмерка» 056 заглохла… Как тут же выяснилось, резину поменяли, а вот бензин долить забыли. В общем, быстрый круг у бразильца не получился, и он остался на 14-й стартовой позиции.

Нервозная обстановка скандала – палка о двух концах: соперник дергается, но и дома тоже неспокойно.

Забавно, но главные события развернулись в 3-й сессии. На последних минутах Alonso и Hamilton зарулили на pit-стоп за свежей резиной: болид №1 обслужили, «леденец» подняли – вперед. Однако чемпион мира не трогался с места еще секунд 20, пока младший партнер нервничал позади. Наконец испанец выруливает на последний круг, а команда занимается машиной №2. Alonso показывает лучшее время – pole-позиция! Ведь его «домашний» соперник опаздывает на зачетный круг как раз на 10 сек.; время вышло, квалификация закончена.

Такого в «формуле» еще не видели. Чемпион мира приветствует публику, но отклик слабый. Ничего, победителей не судят. Однако воскресным утром стюарды выносят решение: F.Alonso оштрафован за неспортивное поведение и передвигается на 6-е место на стартовом столе. Тогда как команда McLaren лишается очков, которые сумеет заработать на венгерском этапе. Мол, пусть помнят, что «старший брат» видит все…

Так или иначе, pole-позиция у лидера чемпионата. Второе время показал немец Nick Heidfeld на BMW и только 3-е стартовое место досталось Raikkonen’у. В воскресенье заезд на 70 кругов возглавил Lewis – перед Kimi и Nick’ом. Поразительно, в том же порядке они и закончили не самую быструю и технически исключительно сложную гонку. Hamilton вновь выглядел как на первых 9 этапах: раскрепощенное, грамотное и безошибочное пилотирование. На последних кругах Raikkonen наседал крайне агрессивно, и интервал между двумя болидами съеживался до полусекунды. Однако оба соперника сохраняли хладнокровие и не допускали помарок; 3-я победа «новобранца»!

Hungaroring: подиум без «обороняющегося» чемпиона

А позади них чемпион мира боролся за 3-е место с Heidfeld’ом; немецкий пилот уверенно отразил все атаки. Возникло, правда, странное впечатление, что Alonso не сильно и добивался подиума – ведь там ему придется улыбаться партнеру по команде. И даже обниматься, изображая дружеские спортивные чувства. Чемпиону не улыбалось…

L.Hamilton вновь увеличил отрыв от старшего партнера – до 7 очков. Немного – при 6 этапах до окончания сезона 2007. Но вот пилоты Scuderia отстали практически безнадежно – на 20 и 21 очко. Так что все надежды итальянская команда возлагает на справедливое (но суровое) решение апелляционной комиссии FIA: административный ресурс – он и в Африке… Ну, а чемпионату, видимо, судьба завершаться в обстановке скандала – между командами, внутри команды. И пусть победит достойнейший.