Ремни раздора

Ремни безопасности

Автомобилисты (хорошо, хоть не все!) бунтуют. А знают ли — против Чего?

От редакции: В одном из недавних номеров еженедельника «Новая Сибирь» была опубликована статья Татьяны Албаут «Двадцатка лишней не бывает». Не будем цитировать ее полностью, скажем только, что в материале приводилась информация о приказе МВД и Минюста РФ № 9-11-31-98 от июня 1998 года: этот приказ предусматривал введение поправки в ПДД, суть которой — необязательное пристегивание ремнями безопасности при движении транспортного средства. Иначе говоря, и материал, и приказ вроде бы как декларировали отмену злосчастных ремней, за «непристегивание» которыми работники ГИБДД, по статистике, собирают едва ли не самый обильный урожай (больше только за превышение скорости — прим. автора).

Мы решили прокомментировать этот вопрос: он достаточно серьезен. И забегая вперед, скажем — наш корреспондент обратился в ГИБДД ГУВД г. Новосибирска с вопросом о данном приказе. На что ему официально ответили: документа Минюста и МВД за номером 9-11-31-98 в канцелярию ГИБДД ГУВД не поступало.

Как это было?

Было это не сразу. И началось не с ремней… Для того, чтобы мы с вами оценили проблему во всем ее масштабе, все-таки позволим себе небольшой исторический экскурс — любители пропускать мудрый опыт предшествующих поколений могут попросту перевернуть эту страницу.

Итак, с изобретением ремней безопасности — как с изобретением колеса: очевидно, что был кто-то первый, но имя этого человека истории неизвестно. Хотя известно множество косвенных свидетельств достаточно древней истории ремней. Естественно, что благая идея как-то привязать себя к зыбкому на первых порах автомобильному кузову, чтобы попросту удержаться на нем, не могла не прийти в голову организаторам первых соревнований: ведь стягивали же сыромятные ремни капотные крышки первых гоночных машин. В 1911 году на соревнованиях Targa Florio гонщик Нино Франкини сел за руль первой машины A.L.F.A. — почти без кузова и без дверей. На отдельных участках этой трассы, проходящей по изобилующей ухабами местности полуострова Сицилия, скорость его машины достигала 110 км/час!, Но изобретение Фрнкини, буквально… привязавшего тогда себя элементами конной упряжи к «креслу» машины, поначалу не прижилось.

Интерес к ремням безопасности возродился в послевоенные годы, когда, собственно, и начали задумываться о безопасности автомобиля, как таковой. Здесь пальму первенства рвут из рук друг у друга Daimler-Benz и Volvo Car. Первые утверждают, что их знаменитый инженер Бэла Бареньи испытывал такие системы еще на Mercedes 170V в 1935 году, когда штутгарцы не побоялись бить новенькие машины о бетонный куб — проводить краш-тест и исследовать повреждения, полученные манекенами. Вторые утверждают, что ремни испытывались уже на их машине VOLVO-144 в 1966 году. Однако факт остается фактом: Mercedes 220 выпущенный в 1954 году, уже имел ремни безопасности, которыми… водители как правило, не пользовались, так как их крайне неудачное расположение сдавливало грудную клетку и комфорта знаменитой машине отнюдь не прибавляло.

Чем это закончилось?

Не было бы всеамериканской трагедии Chevrolet Corvair, не было бы Ральфа Джошуа Найдера, небескорыстного идеалиста и небесталанного неудачника — не было бы ремней безопасности. И это приходится признать — в середине шестидесятых Америка, пораженная количеством смертей на своих великолепных дорогах, впервые задумалась об автомобильной безопасности масштабно и по-деловому.

Злополучный Corvair (его история легендарна, авантюрна и требует отдельного рассказа — пр. автора), который переворачивался на любом повороте, вышел в свет в 1960 году. В 1964 году молодой юрист, выпускник Гарвардской юридической школы, 34-летний Ральф Джошуа Найдер начал борьбу против него и ряда других машин. В 1969 году о «корвейере» забыли навсегда, как о страшном сне, сняв его с конвейера. Почему именно этому автомобилю в значительной мере обязаны своим появлением массовые ремни безопасности? Да потому, что ПЕРЕВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ из-за неудачной развесовки кузова и слабости задней подвески Corvair наглядно продемонстрировал, как опасно быть автомобилисту в таком автомобиле ни к чему не прикрепленным: благодаря книге Найдера «Опасен на любой скорости» снимки превращенных в буквальное месиво бывших водителей Corvair обошли все газеты.

ремень безопасности с пиротехническим натяжителем
Современные ремни безопасности оснащаются пиротехническими натяжителями и инерционными катушками. При ДТП ремни с натяжителями надежно удерживают водителя на сидении, мгновенно ликвидируя зазор между ремнем и грудной клеткой. Это достигается запалом пиротехнического заряда. Во избежание травмирования груди, сила натяжения ограничена защитным устройством

Беспрецедентное количество исков покупателей машин к дилерам, впервые поднятые на щит цифры жертв автомобильных аварий сделали свое дело. В период с 1962 по 1970 было разработано соответствующее законодательство, с 1966-го американцы стали пользоваться в массе своей ремнями безопасности (которые стали обязательной деталью салона любой американской машины), а в 1972 был принят Первый Федеральный свод правил безопасности, вводящий в «систему» не только ремни, но и суровый штраф за непристегивание. Эксперты с удовлетворением отметили, что это за три — четыре года спасло более 30 тыс. жизней американцев, попавших в разнообразные ДТП.
В 1977-м «ремни» были введены в законодательство ВСЕХ ШТАТОВ, а с 1980 г. то же самое произошло и в Европе, где начали оснащать машины ремнями, как мы уже сказали, с середины пятидесятых — шестидесятых годов.

Что сейчас?

Сплошное, доложу я вам, зверство! Во многих штатах Америки, если вы сидите даже с незаведенным двигателем НЕПРИСТЕГНУТЫЙ, готовьтесь расстаться с суммой от 20 до 50 долларов — нельзя! В Германии штрафуют пассажиров, непристегнувшихся на заднем сидении. В Швеции и Англии страховые компании снижают размер компенсации жертвам ДТП, если в момент аварии те не были пристегнуты. Во Франции и Бельгии дорожная полиция устраивает «рейды безопасности» — совсем, как родное ГИБДД, ловит именно тех, кто забыл набросить ремешок на плечо.

И только в Республике Верхняя Вольта и в Индии водители иногда ездят «без ремней». Слава Богу — сейчас к этим высокоразвитым, без сомнения, странам добавилась и Россия.

…Среди 156 стран, членов Комиссии ЮНЕСКО по соблюдению безопасности автомобильного транспорта жестких требований «по ремням» не имеют лишь три. Это Лесото, Бенин и Тайвань.

Среди автомобилестроителей, НЕ ОБОРУДУЮЩИХ свои изделия ремнями безопасности, остались лишь производители французских автомобильчиков MEGA, да им подобные — машинок с мотоциклетным двигателем, для управления которыми не надо сдавать «на права».

Среди стран, полиция которых, по данным мировых экспертов безопасности автомобилей, сквозь пальцы смотрит на это нарушение осталась лишь Монголия.

Достойная компания для нашей страны, не так ли?

Что говорят водители и эксперты?

Говорят разное. Мой личный многолетний опыт общения с водителями различных возрастов и квалификаций, увы, убеждает: практически никто из них не считает объектом повышенной опасности на дороге себя. Все считают таковыми других водителей, либо их транспортные средства. А теперь попробуем присмотреться к тем фактам, которые знают почти все…

Трагедия под мостом Альма в Париже прошла по страницам всех изданий — нет смысла ее подробно рассказывать. Кто погиб от смертельного удара Mercedes 380S о бетонную опору? Водитель,  которого буквально размазало об эту опору. Доди Аль-Файед, которого выбросило из машины и который умер от удара об эту же самую опору. Принцесса Диана, которую швырнуло на передние сидения, переломав ребра и смертельно травмировав легкие. И кто выжил? Тревор Рис-Джонс, сидевший на ПЕРЕДНЕМ СИДЕНИИ и ПРИСТЕГНУТЫЙ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ.

А теперь другой факт — из нашей, новосибирской жизни. 5 мая, в 10.30 утра, в нашем городе произошло ДТП, вошедшее в хроники СПАС-001 и не раз потом пересказанное в СМИ: трактор К-701 своими огромными колесами переехал «Жигули» на перекрестке улиц Фрунзе и Селезнева. Как выяснил наш корреспондент на разборе в ГИБДД Дзержинского района, водитель трактора (кстати, праворульного!) не видел машину, тронулся и… не смог затормозить. «Жигули» оказались раздавленными в лепешку, но, что самое удивительное — и водитель и ПЕРЕДНИЙ ПАССАЖИР не получили ни царапины! Почему? Когда огромное колесо К-701 начало сминать багажник и салон «жигулей» передний пассажир птицей перелетел на колени к водителю. Смог бы он сделать это, если бы был пристегнут? Нет.

Это — практика автомобильной жизни. Но только на первый взгляд она дает два ответа — и «за» и «против». В абсолютном большинстве случаев она доказывает: наибольшее количество смертельно опасных травм позвоночника, шеи, головы сидящие в машине получают от удара о стойки кузова, деформирующуюся панель, передние сиденья и так далее. Достаточно прокрутить в замедленном режиме любой краш-тест, чтобы убедиться — самая страшная опасность заключается в том инерционном, чудовищном броске вперед, который действует на каждого пассажира и водителя. Травмобезопасный, энергоемкий кузов, убирающаяся рулевая колонка сделают все возможное, но предохранить вас от удара или вылета из машины могут только ремни или боковая подушка безопасности. А ее установка на каждой машине — увы, дело долгой перспективы: конструктивно сложно, в ряде случаев — сыро и чрезвычайно дорого.

Против ремней безопасности можно привести только один аргумент: иногда, в сложных ДТП они могут помешать водителю и пассажиру выбраться из искореженной машины. А «за» — массу: они предохраняют от броска вперед в любом ДТП: на скорости и 30 км/час, и 300. А сложных случаев в мировой практике — всего около 3 %.

Да и, честно говоря, не хочется доказывать очевидное.

Чем сердце успокоится?

Бунтарям, чей свободолюбивый дух играет в энном месте рядом с «детством», можно успокоиться следующим соображением: да, возможно такой приказ МВД и Минюста есть. Или был! Допустим. Но ПДД и КоАП, предусматривающий наказание за неиспользование ремней — это ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, принятые правительством и парламентом. Стало быть, они главнее. И не следует, руководствуясь материалом некоей журналистки, нарушать эти законы.

Наивным, которые недоумевают: «А почему ж тогда вышел приказ?», можно посоветовать вспомнить еще сотню подобных популистских приказов и распоряжений, касающихся самых разных сторон жизни россиянина и напомнить посетовать, что законы у нас принимаются не умом, и даже не сердцем, а некоторым иным местом — в чем впоследствии и убеждаются бросившиеся их исполнять. Убеждаются уже после суда.

Грамотным же автомобилистам ничего объяснять не надо: мало того, что это «бунт» против ремней бессмысленен, он еще и беспощадно вреден. Сегодня мы отказываемся от ремней, завтра — от тормозов, послезавтра уничтожим дорожную разметку и светофоры. Не жизнь будет, а малина. Сплошная свобода для водителя.

Общая водительская культура в нашей стране сейчас близка к нулю: это можно видеть каждый час и каждый день на дорогах города. Так стоит ли усугублять эту ситуацию еще одним, общественно поддержанным разрешением на водительское разгильдяйство?

Не стоит быть умнее всех. А вот осторожнее и предусмотрительнее — стоит!


«ЭТИ ЛЮДИ ЖИВУТ В XIX ВЕКЕ»

Вначале мы хотели только использовать материал этой книги для подготовки нашей статьи. Но потом поняли, что книга ТАКОГО человека, пользующегося ТАКОЙ популярностью в мире автоиндустрии убедительна будет только в оригинале. И тот факт, что автор ее уделил почти целую главу «нашему» вопросу, говорит о том, какое значение придавал он, ставший кумиром и образцом для подражания множеству людей, вопросам применения ремней безопасности… Итак, отрывки из книги легендарного Ли Якокки «Карьера менеджера».

Я не претендую на то, чтобы считаться специалистом по вождению автомобилей. Но в самих автомобилях я кое-что понимаю. И я хочу объяснить, почему ремни безопасности, а не аварийная пневматическая подушка служат ключом к сокращению смертности в автомобильных катастрофах на дорогах США.

Сопротивление обязательному применению ремней безопасности обосновывается разными доводами. Но в данном случае, как и во многих других, главный аргумент — идеологический. Кое-кому сама идея директивного установления правил безопасности просто не по нутру. Многие считают, что подобная практика явится еще одним примером вмешательства в их гражданские права. Трудно поверить, но даже в наш век, в наши дни многие люди все еще полагают, что рекомендовать человеку избегать самоубийства или  убийства соседа — значит нарушать традиции американского образа жизни. Во имя идеологических принципов они готовы допускать, чтобы тысячи людей гибли и еще большее число получало увечья в автомобильных авариях. На мой взгляд, эти люди живут еще в XIX веке.

Однако всякий раз, когда я выступал за введение обязательного пользования ремнями безопасности, меня затем ждала большая пачка возмущенных писем от людей, которые обвиняли меня в том, что я посягаю на их право по собственной воле подвергать себя опасности.

Но так ли это? Ведь водительские права вы обязаны иметь, не правда ли? Ведь вы обязаны остановиться на красный свет, не правда ли? А на мотоцикле разве вы не обязаны в ряде штатов надевать шлем? Разве эти требования являют собой пример необоснованного вмешательства? А не являются ли они, напротив, жизненно важными правилами в цивилизованном обществе? Если бы у нас не было определенных правил дорожного движения, на каждом углу возникали бы столкновения с тяжкими последствиями.

Борцы за «чистоту рыночных отношений» явно забывают о том, что ущерб, причиняемый отказом от пользования ремнями безопасности, ведет к повышению налогов, к росту ставок страхования и приносит горе нам и нашим близким. И если это не является вторжением в мою личную свободу, тогда уж не знаю, что же является.

А правда состоит в том, что если вы пользуетесь комбинированным плечевым и поясным ремнем безопасности, просто исключается возможность быть убитыми при скорости до 50 км/час. Ремни безопасности способны также предотвратить потерю сознания пассажира в случае аварии, которая может произойти и при сравнительно небольшой скорости.

По оценке Национального управления по безопасности движения на автострадах, смертельные случаи в авариях сократились бы сразу по крайней мере на 50%, если бы все пассажиры автомобилей пользовались ремнями безопасности. Между тем в настоящее время лишь каждый восьмой пассажир застегивает на себе ремень безопасности.

Рассмотрим и другие аргументы, хотя они не более убедительны. Я слышал от некоторых людей, что они не хотят оказаться связанными ремнями в случае возгорания автомобиля при аварии и лишиться возможности выбраться из машины. Конечно, нечто подобное может произойти. Но в действительности возгорание автомобиля служит причиной лишь 0,1% смертельных исходов в дорожных авариях.

К тому же, даже если и происходит возгорание, освободиться от ремня не труднее, чем открыть дверцу машины.

Другой довод против применения ремней безопасности заключается в том, что в случае столкновения пассажир скорее может быть выброшен из машины, чем окажется запертым в ней. И в этом доводе есть некоторый резон. В самом деле, иногда случается, что при столкновении пассажира действительно выбрасывает из автомобиля. Однако происходит это не очень часто. Фактически шансов быть убитым в двадцать пять больше, если вас выбрасывает из автомобиля, чем в том случае, когда вы останетесь внутри него и под его защитой.

Высказывается также мнение, будто ремни безопасности фактически необходимы лишь при езде по автострадам. Но многие люди не знают, что 80% всех аварий и серьезных увечий возникают на городских улицах при скорости движения до 80 км/час.

Поначалу ремни безопасности применялись в автомобилях лишь на гонках. Когда фирмы «ФОРД» и «КРАЙСЛЕР» предложили оснащать ремнями безопасности свои модели 1956 года, мало кто хотел ими пользоваться. Но уже через восемь лет, 1964 году, ремни безопасности стали стандартным компонентом всех легковых автомобилей.

На протяжении почти тридцати лет я отстаиваю применение ремней безопасности. Кампания за их внедрение началась еще в 1955 году, когда я входил в группу маркетинга фирмы «ФОРД», решившую предложить клиентам ремни безопасности на наших моделях 1956 года.

Можно быть отличным водителем, и тем не менее следует пользоваться ремнем безопасности. Никто не рассчитывает, что попадет в аварию. Но 50% всех аварий создаются пьяными водителями. А когда они врезаются в вашу машину, вы попадаете в большую беду, если оказываетесь незащищенным.