Радикальное решение

Радикальное решение

Сложилась международная традиция испытывать высокодинамичные автомобили на «северной петле» знаменитой гоночной трассы Nurburgring. Так сказать, по «гамбургскому» счету, – то есть, по «нюрбургскому». На сложнейшем «кольце» (длиной 20,8 км, 33 левых и 40 правых поворотов!) все равны – и чудовищный Bugatti Veyron, и смешной Donkervoort D8 с брезентовым верхом. И еще не факт, что Veyron там самый быстрый…

Знаете, какому из пассажирских автомобилей принадлежит рекорд круга на Nordschleife? Думаете, Porsche Carrera GT? Нет, уже проехали. Действительно 3 года назад легендарный Walter Rohrl показал за рулем GT фантастическое время: 7 мин. 28 сек. Потрясающе, но осенью прошлого года достижение-2003 улучшено на… 33 сек.: голландец Michael Vergers прогнал по «северной петле» за 6 мин. 55 сек.!

Radical – 2-местный родстер SR8
Radical – 2-местный родстер SR8

Умопомрачительно, и за рулем какого же монстра? Наверное, вы и о марке-то такой не слышали: британская Radical. Одна из бесчисленных малых компаний, которые строят штучные супер-спорт – для состоятельных энтузиастов. Рекордная модель Radical – 2-местный родстер SR8 центральномоторной архитектуры. Между прочим, сертифицирован для движения по дорогам общего пользования, так что считайте его «пассажирским» автомобилем. И что характерно, на Nurburgring родстер вывели на «цивильной» резине Dunlop Direnza; как заявил после M.Vergers, на «сликах» он мог пройти трассу еще на 10 (с лишним) сек. быстрее!

Radical – 2-местный родстер SR8
Радикальный заезд на Nurburgring

Наверное, но и 6 мин. 55 сек. тоже неслабо. И в чем же секрет поразительного успеха? Ответ прост: вес. «Сухой» SR8 тянет лишь на 600 кг – при V-образной «восьмерке» максимальной мощностью под 370 л.с. Двигатель заказной: британская же Powertec специально для Radical утолкала в один пакет два 1,3-литровых 16-клапанника от «супер-байка» Suzuki Hayabusa («сокол», между прочим). Оригинальная конструкция (со странным углом развала – 72°); при диаметре цилиндров и ходе поршней 81х63 мм рабочий объем мотора – 2597 «кубиков».

Головки блока в сборе с ГРМ, поршни и шатуны – от Suzuki; коленчатый вал и блок цилиндров приходится делать заново. Естественно, с разворотом головок одну относительно другой на 180°, – чтобы выпуск слева и справа оказался снаружи. Коленвал «плоский» (а не «крестообразный», как обычно) – с углом между коленами в 180°. Поэтому вспышки в цилиндрах каждого из рядов чередуются равномерно, что дает возможность настроить выпускной коллектор на «акустический» резонанс. Для уравновешивания сил инерции II порядка применили 2 балансирных вала – они вращаются с двойной частотой коленвала. И конечно же, система смазки с «сухим» картером, которая позволяет посадить мотор на шасси гораздо ниже; центр тяжести. Вся конструкция потянула на 92 кг; шедевр!

Со степенью сжатия 11 «восьмерка» развивает до 368 л.с. при 10300 мин-1, наибольший крутящий момент – за 370 Нм при 7 тыс. оборотов. Безо всякого наддува; мало не кажется? Мотор состыкован с 6-ступенчатой «роботизированной» КПП Hewland JFR (весом всего 46 кг) – в блоке с главной передачей. Подвеска спереди и сзади, разумеется, на двойных поперечных рычагах; винтовые пружины, регулируемые амортизаторы. У SR8 легкосплавные колеса BBS (с центральной гайкой) диаметром 15 дюймов спереди и 16 сзади. Тормоза с 260-миллиметровыми вентилируемыми дисками «по кругу», про ABS не говорится ничего.

Длина родстера – 4050 мм, ширина – 1800 мм; дорожный просвет – 50 мм; да уж. Агрегаты SR8 собраны на «пространственной» несущей структуре из тонкостенных стальных труб. Нагруженные кузовные панели исполнены из алюминиевого листа; под гладким днищем – эффективный диффузор Вентури, на корме – мощное «антикрыло». Руль слева или справа – как пожелаете, причем по заказу панель приборов выносится на ступицу «баранки» – вроде Формулы 1. Спортсиденья регулируются, педальный узел тоже. Аппарат без дверей и окон (только «лобовик»), крыша над головой водителя и пассажира также не предусмотрена. Хотя «дуга безопасности» есть – как и 6-точечные пояса.

Рецепт великого Колина Чэпмена: малый вес, жесткая несущая структура, точная геометрия подвески – и сравнительно мягкие пружины. Но главное – вес; когда супер-спорт тянет на 1950 кг (снаряженный EB16.4 Veyron), на «кольце» ему делать нечего – даже с двигателем в 1001 л.с.

У Radical уже собрали и продали 25 машин SR8, – видимо, не в убыток себе. Вот как это делается, господа.