Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – VII

Неизвестная Даурия. Таежно-болотная одиссея – VII

Бегаем, словно заведенные. На свой страх и риск ведем машину сначала чуть вверх, отвешивая на предельном крене, потом вниз. При первой же возможности съезжаем в болото и доползаем до нейтральной полосы. Все, дома!..

Долго не можем отдышаться и прийти в себя. Кажется, что все это было каким-то дурным сном. А сейчас мы разом проснулись… Постепенно чувство опасности проходит, и волной накатывает гордость; мы понимаем, что сделали почти невозможное. Нам сильно повезло, и эти сорок минут показались нам часами.

«Аболтусы» поднимаются на склон и по новой, с учетом кренов и выхода на просеку, корректируют траекторию спуска для других машин.

По исправленной траектории идет «Диверсант» на Safari. Но «промахивается» и он. К счастью, не намного, метров на двадцать. Благодаря тому, что его база шире, а сам он ниже Prado, ему удается повернуть на склоне и «попасть в створ» нейтральной полосы.

После двух неудачных съездов ищем новый, стопроцентно качественный путь. Для этого приходится проложить по вершине новый проезд, спилив несколько деревьев. Стараемся, чтобы траектория спуска была прямой; чтобы сразу «в створ». С найденной новой точки уклон еще круче, но зато не надо поворачивать. Задача пилота – аккуратно скатиться вниз. Небольшой поворот будет только в самом низу, причем уже почти на ровном месте. И самое главное – на нашей территории. Там будет еще один небольшой крутой спуск; дальше – через заросшую кустарником просеку – выход на болото.

Вновь поднявшиеся на вершину не верят, что по этому склону можно спуститься. Можно! Первые машины уже внизу!

По выровненной траектории идет «Десяточка» Олега Булгакова. Точно в «ворота». Теперь всем надо придерживаться его следов.

За десяткой скатываются «Аболтус» и все-все-все, забирающиеся по одному на вершину сопки.

Внизу, в болоте, ровного и сухого места для размещения всех машин – нет. А поэтому, пока одни готовятся к спуску, «скатившиеся» сходу штурмуют болото.

Болото «знакомое»: кочкарник, мелкий кустарник. Ручей в несколько рукавов-промоин, заполненных водой. При проезде запутанная траектория. Два метра вперед, три влево или право. Там опять немного вперед и опять в стороны. И т.д.

Когда последняя машина «сходит» с горы, первые выбираются на противоположный берег болота, к подножию очередной, очень высокой горки…

Не дожидаясь остальных, они идут на штурм преграды. «Командор» и «Диверсант», при поддержке штурманов, чья помощь в болоте пока не требуется, до захода солнца успевают подняться до середины трехсотметрового склона… Ночь застает их на склоне. Машины страхуют, оставляя в «подвешенном состоянии». Экипажи ночуют рядом с машинами.

Остальные преодолевшие болото машины скапливаются у подножия вершины. Сегодня на ее штурм уже никто не пойдет. В ночь лезть на гору бессмысленно. Жаль потерянного на лишний «крюк» времени. На попытку найти объезд, занявшую больше половины дня, подточившую силы и горючее. Все вымотались до предела. Наше путешествие до этого момента можно считать прогулкой. За день нам удалось продвинуться всего на каких-то пятьсот метров. Итак, минус еще один день из нашего запаса.

Четверг, 12 июля

Штурм вершины начинаем с утра.

Первыми, тщательно изучая саму возможность подъема машин на склон, идут все штурманы команды. На сложных участках на веточки молодого подлеска подвязываются белые ленточки. Считаем, что водитель будет ориентироваться на них и объезжать препятствия. В основном это крепкие пеньки от поваленных при прокладке просеки деревьев. На заросшем кустарником склоне их практически не видно.

Первыми «поднимаем» на вершину машины, «ночевавшие» на уклоне. Не все так просто. Один участок склона даже опасен. Здесь придется ехать по самому краю просеки, где большой скос. На этом участке надо быть очень аккуратными, иначе машины могут перевернуться. Используем лебедки! Отвешиваем, чтобы выдержать безопасный крен машины, встав на подножки. Склон крут.

«Диверсант» — Safari — тяжелая машина, преодолевая уклон, сломал «щеку» на лебедочном барабане! Неприятная поломка, но не «смертельная».

Первые рвущиеся к вершине машины, газуя, срывают верхний слой, оголяя песок и камни. Следующим за ними будет сложнее. На особо трудных участках выставляем штурманов, чтобы отвешивать и подталкивать машины.

На вершину загнана первая двойка. Небольшой отдых. Переведя дух, штурманы снова спускаются вниз, чтобы вести теперь другие машины.

Пока большая часть команды работает на склоне, оставшихся внизу посещает пограничник в звании капитана. Выглядит грознее тучи. Дело в том, что утром, с выпавшей росой, пограничный наряд заметил следы пересечения границы. ЧП!

Капитан вызывает к себе «Командора» Игоря Куликова и «Директора» Олега Булгакова. Пока ждет, когда они спустятся к нему с вершины, приказывает одному из своих бойцов пересчитать «колесики» (так мы числимся в их переговорах). Пока тот бегает, пересчитывая людей и машины, капитан сидит молча. Отказался даже от предложенного чая, не разговаривает: обиделся. Только после того как вернувшийся боец доложил, что все «колесики» и люди на месте, он успокоился. Оказывается, вчера вечером они за нами вели наблюдение, но не заметили, что мы пересекли границу. Сильнее всего их беспокоило то, что следы машин обрываются в кустарнике на Монгольской стороне! А вот куда они уходят дальше? Они и подумали, что кто-то из нас ночью съехал на старую дорогу в Монголии и укатил по ней. А за это их начальство по головке не погладит…

«Пересечение границы» — это ЧП! О происшествии в обязательном порядке было сообщено на заставу в Бальджикане и в штаб в Мангуте. Для проверки и выяснения обстоятельств этого инцидента сюда в ближайшие дни приедут офицеры безопасности.

С наших руководителей берутся объяснительные, с подробным описанием произошедшего. А пока трофи-экспедиция… может продолжать свой путь. И постараться, по возможности, больше не нарушать границу…

Продолжаем подъем! «Воюем» на крутых участках. «Восхождение» очень сложное. Подорванный грунт осыпается из-под колес. Часть склона еще можно пройти своим ходом, но дальше — только на лебедках. Лебедки приходится использовать почти всем. Расстояние между машинами — метров двести. Сам склон — метров пятьсот. Таких сложных подъемов мы еще не преодолевали. Опыта практически никакого.

«Мастер-класс» по заезду на горы показывает Лена Журавлева на своем УАЗе. Это что-то! Еще до этого подъема мы восхищались проходимостью ее машины, качеством ее предпоходной подготовки. По всему нашему прошлому опыту путешествий мы знали, что УАЗ — хороший автомобиль, но какой-то ненадежный. Как ни странно — «хрупок», требует к себе много внимания. Его «фирменная» черта — некачественность!) самой сборки и большое число брака у запасных частей. Этот же просто поражал неприхотливостью и проходимостью!

Притопив педаль газа на начале подъема, Лена (пилот УАЗа) отпустила ее, только влетев на вершину. Как только ей удавалось крутить огромный руль, непослушный в слабых женских руках и «передающий водителю» все неровности дороги, да при этом еще умудриться не задавить пытающихся указывать ей направление, штурманов? Лена пролетела склон на одном дыхании.

Был опасный момент: на одном из опасных участков машину чуть не завалило на бок. Этот крен она «прошла», оторвав от земли два левых колеса!!! За доли секунды до возможного переворота машину спасают два штурмана: зацепившись за левый борт, они успевают «отвесить» ее и поставить на все четыре колеса!

Встав на «ноги», УАЗ как ни в чем не бывало «поскакал» к вершине… Штурман этой машины, Лена Антипова, да и все, кто стоял рядом и видели все, были в шоке. В оцепенении. Сейчас, на их глазах машина могла просто улететь со склона! А Лена Журавлева, с огромными от удивления глазами, ходит по вершине и твердит:

– Я заехала сама, я заехала сама!..

— Не испугалась?

— Нет!

Опасный момент, она, похоже, и не заметила. Лишь почувствовала, что на какую-то долю секунды машина чуть наклонилась, и все…

— А я никого из штурманов не задавила? А то я ехала и ничего вокруг не видела…

Десять экспедиционных машин. Разные по классу. По-разному подготовленные, с разным мастерством пилотов и возможностями.

Машину Булгакова, Land Cruiser 80, проскочившую сложный участок самостоятельно, но застрявшую перед самой вершиной, пришлось втягивать на нее «Командору». «Десятый» свою лебедку повредил еще когда тянул из болота «Диверсанта». Теперь ее, под сильной нагрузкой, постоянно «клинит».

Забравшись на вершину, Олег пытается ее отремонтировать. Без нее езда — не езда.

Слаба «Нива». Мало того, что ей не хватает мощи и дорожного просвета; у нее вдобавок отказал генератор. Находим выход – ставим ей аккумуляторы, которые подзаряжаем на других машинах. Вроде едет…

На середине подъема, перед самым трудным участком, поставленный «свежий» аккумулятор садится. Едущему за ним /за кем?/ следом «Аболтусу» приходится остановиться и делиться одной из своих «батарей». Причем сам он встает в таком месте, что самостоятельно тронуться вверх уже не может.

«Нива», получив подзаряженный аккумулятор, смогла лишь немного проползти ввверх. Опять встает. Лебедка «высасывает» весь заряд. Нужна новая батарея. Снова ее менять. «Аболтус» в доноры аккумуляторов уже не подходит, сам в «веселом» положении. Меняться надо с теми, кто еще внизу или уже наверху. И все это происходит на склоне, где и налегке-то ходить сложно. Приносим, что нам остается…

Продвинувшуюся еще немного вперед «Ниву» удается зацепить лебедкой стоящих уже на вершине машин и затащить наверх.

Трудный участок пытается пройти «Аболтус». Тянется на лебедке, но от нагрузки у нее «срезает» шпильку. Веревками до него не дотянуться. Экипаж принимает решение менять шпильку, прямо на склоне.

Но самые серьезные испытания этого дня выпадают на долю двух последних из штурмующих склон машин.

«Тринадцатый» экипаж, украинский Land Cruiser 80, работает аккуратно и слаженно. Не рискуя, не спеша. На «лебедочке» подтягивается. «Прополз» десять метров, встал, перезацепился… Где удается, идет своим ходом. При этом штурман вручную «вырабатывает» ослабевающий трос. На одном из самых сложных участков машина вдруг неуправляемо катится вниз, быстро набирая скорость… Толчок. Резкий откат остановил закрепленный (к толстому дереву) трос «T-MAX»-овской лебедки. От сильного рывка штурманов, отвешивающих машину по бортам, просто снесло с нее. «Тринадцатого» откатило вниз на приличное расстояние; он не достал до идущей следом «тройки» каких-то два метра!

Что произошло? Все в недоумении… Штурман экипажа, Паша Мостовой, не спеша, «включив» все свое хладнокровие, подходит к сидящему за рулем пилоту Диме и спокойно говорит:

— На таких местах все же лучше страховаться тормозом. Тормоза для чего?

На что тот так же хладнокровно ему отвечает:

— Я знаю, но тормозов нет. Смотри.

И несколько раз демонстративно давит на педаль тормоза, которая каждый раз с легкостью продавливается.

Вот это «ситуевина»! На таком склоне — без тормозов, на лебедке?

Но надо двигаться вверх. Сейчас многое зависит от опыта и мастерства экипажа. И от качества и надежности лебедки «T-MAX». И от точного расчета любого действия, каждого движения пилота и штурмана!

Подтянулись на лебедке. Заглушили двигатель, поставили на скорость. Застраховались ручником. Перецепили лебедку. Дали ей натяг. Завели двигатель. Подтянулись. Заглушили двигатель и т.д. и т.д. и т.д.

Только заехав на вершину, экипаж позволяет себе на минуту расслабиться, и по-дружески «вылить» друг на друга накопившиеся эмоции. Однако, быстро успокоившись, пытаются выяснить причину поломки. Приступают к ее устранению.

На вершине уже целая мастерская. В ремонте две машины. С лебедкой и тормозом. На «десятке» от сильной боковой нагрузки повело бампер, отчего при нагрузках его перекашивало, в результате чего и клинило лебедку. Немного поправили. А вот на «тринадцатом» продавило «тормозной расширительный цилиндрик». Хорошо, что был запасной. Заменили. Починили…

Драматичен подъем последней машины — новосибирской «троечки», Cruiser Prado 90. Только она начала движение, как над нами разразилась сильнейшая гроза. С градом, громом и молниями. Склон становится мокрым и скользким. Дорога вмиг превращается в каток. Оголенные корни, скользкие кусты… Машина практически неуправляема; только благодаря адским усилиями штурманов и пилота лезет вверх. Становится очень холодно… Теплые вещи и «дождевики» штурманов остались в их машинах, которые уже на вершине. Терпеть! Штурманы промокли до нитки. «Отвешивают» с бортов. Мерзнут руки. Грязь…

Несмотря на природные катаклизмы, затягиваем последнюю машину на вершину. Отогреваемся горячим чаем. Отдыхаем. Как ни странно, но никто тогда не простыл! Измотаны штурманы. Помимо того, что им пришлось толкать и отвешивать машины, но еще и по нескольку раз спускаться и подниматься на горку.

На вершине установлены основные пограничные знаки-столбы. «Уютно» расположившись между ними, пытаемся связаться с командой «туристов». Узнаем от них, что после нашего расставания они, в свою очередь, еще раз разбились на группы. Связи между собой у них — никакой. Сорганизоваться сами не могут. Общаются через Интернет, родственников и знакомых. Сообщаем, им чтобы они нас не ждали, а собирались в группу и ехали по запланированному маршруту в Монголию. Пусть действуют по обстоятельствам.

С удивлением узнаем, что уже три машины — «Баха», «Галузин» и «Такай» — в Монголии!

Про спутниковую связь разговор отдельный. Сплошное мучение. Пойманный спутник позволяет держать связь 20-30 секунд. Потом спутник улетает и — 20 минут ожидания до нового звонка.

Спуск – это уже проще. Но и здесь нельзя терять бдительности.

Как и положено, первыми склон проходят штурманы. Отмечают помехи: пеньки, коряги. Убирают мешающие проезду стволы поваленных деревьев. Придумали ноу-хау: чтобы показать в густом кустарнике помеху, сами встают на пеньки. Подсказывают пилоту, как ехать. Говорящие живые указатели. Каждый такой знак не только хорошо заметен, но и слышен!

Скатившись вниз, упираемся в болото.

До конца дня через него удается провести три машины. Остальные ночуют на этом берегу.

Проход за день — триста метров по прямой!

Пятница, 13 июля

Всю ночь льет дождь. Утром — яркое, просто жаркое, солнце.

По результатам разведки – воды в болоте прибавилось. Тем не менее, оно проходимо. Как преодолевать подобные препятствия, мы уже знаем. Даже можем (примерно) рассчитать, сколько времени потребуется на его преодоление.

Машины заходят в болото.

На этом берегу остаются «Аболтус», «Нива» и украинский «25-й экипаж». Им предстоят серьезные ремонты. Игорю Ситникову на «Ниве» — перебрать отказавший генератор, а Евгению Болычеву на «Аболтусе» – заменить полетевшее сцепление. Украинцы остаются в качестве технической поддержки.

Замена сцепления — самый сложный ремонт. Запасной диск есть, но проводить подобный ремонт в походных условиях, согласитесь, дело сложное. Тем более что ровной площадки поблизости нет. Да и смотровую яму здесь не выкопаешь…

Болычев находит выход. Ноу-хау-2. Уткнув машину в толстую лесину, он своей же лебедкой приподнимает ее нос, примерно на метр-полтора, над землей. Висячий автомобиль страхует, подложив под него позаимствованные у других экипажей запаски. Теперь можно свободно возиться под машиной.

Для ускорения ремонта на помощь «девятке» приходит 25-й экипаж — украинцы Теодор Резвой и Евгений Стоянов. У Евгения просто «золотые» — умелые и аккуратные руки. По общему мнению всех экспедиционеров, это самый полезный человек в нашей трофи-экспедиции. Про машины и их агрегаты он знает все! Если у кого-то что-то сломалось — он уже там. Ни один ремонт без него не обходится. Кажется, нет такой поломки, которую он не смог бы исправить. И здесь он на первых ролях. Откручивает и аккуратно снимает все крепежи. Муфты и рычаги. Снимает коробку. Вынимает сцепление.

— Понятненько!

Разлетелся диск сцепления. Размолотило пружины, но корзинка цела. Отлетел один «лепесток», но в принципе агрегат рабочий.

Ставят новый диск сцепления, но… он не подходит. Маркировка, номера, размерность указаны одинаковые, но сам диск по диаметру больше. Сравниваем посадочные размеры. Они совпадает. Все озадачены… Все, кроме Евгения. Он спокойно сообщает, что подобные случаи в его практике были. Берет карандаш и, обрисовывая старый диск на новом, получает контуры нужного диаметра. Потом «болгаркой» спиливает лишнее. Все!

Диск ставится на место. Как родной! Собирается вся коробка. Еще через час машина готова продолжать путешествие. Готова к движению и «Нива»: генератор исправлен.

Пока шел ремонт машин, остальные уже благополучно переехали болото.

Легко догоняем их по «накатанной» дороге.

Подъем на третью сопку. Она ниже предыдущей и более полога. Но не всем удается подняться на нее с первой попытки. Пока одни «карабкаются» вверх, другие внизу терпеливо ждут своей очереди. Те, кто уже наверху — страхуют следующих за ними и если у них заехать на вершину самостоятельно не получается, то просто втягивают буксиром.

Подъем на эту горку и спуск с нее занимает больше половины дня!

Пока машины по одной штурмуют вершину, группа штурманов уходит в пешую разведку. Впереди трофи-экспедицию ждет огромная долина (сплошное болото), в середине которой течет река. Не широкая, около трех метров, но после прошедших сильных дождей — полноводная.

Согласно картам, где-то здесь дорога возвращается с Монгольской территории на Российскую. Но где?

Надо определиться, куда ехать.

В последние дни единства в команде нет. Все чаще звучат высказывания о возвращении в Кыру.

Где она, «точка возврата»?

За три дня прошли около трех километров. Такими темпами оставшиеся 60 километров идти два месяца — нереально. Столько времени ни у кого нет. Нам сказали, что от Пограничного дорога есть, но до него еще нужно доехать…

Разведка уходит за болото. Исследует кромки леса, выходящие на долину. Находят похожий на колею след; но быть точно уверенными, что это и есть искомая дорога — нельзя.

Стоит ли ехать дальше? Впереди еще болото, день оно отнимет у нас точно. И еще. Когда разведка шла «туда», при форсировании реки воды в ней было по колено, а по возвращении, после прошедшего сильного дождя, — выше пояса.

Информация неутешительная. Штурм болота и форсирование реки потребуются день, а то и два. Ну, найдем мы проезд, а дальше что? Впереди сопки. На преодоление двух последних у нас ушло два дня. Сколько их еще впереди, никто не знает. А если они будут сложнее? Информации о дальнейшей дороге, кроме той, что дал охотник — нет. Аргументы руководителя трофи-экспедиции: до этого места охотник предсказал все точно и не верить ему пока нет причин.

Тяжелая дорога сказывается на технике. При штурме высот, на каждом подъеме, ломается одна, а то и две машины. Вот и сейчас, при подъеме на вроде бы несложную горку, полетела граната на одной из украинских машин.

Собравшись вместе, вырабатываем план действий. Украинцы и читинцы займутся ремонтом машины; новосибирцы, проехав вдоль кромки леса, попытаются найти место, с которого удобнее всего будет штурмовать болото. Там же разобьют лагерь и, пока светло, постараются провести более тщательную разведку местности, определить наиболее удобные места для проезда машин.

Вечереет. Новосибирцы заезжают на сухую лесную гривку, полуостровом выступающую в болото. Это метрах в семистах от точки, где остались украинцы и читинец. Они будут заниматься ремонтом, мы — разведкой.

ИНТЕРНЕТ

С утра вышла пешая разведка из одесситов. Насколько я помню, это были Леонид, Юля и Паша из 13-го экипажа. Они вышли на древнюю тракторную колею, ведущую к северу от границы.
Пройдя около 8 километров и форсировав 2 приличных ручья, разведка убедилась в бесперспективности направления — колея уходила по распадку в горы и там терялась. Пока они возвращались, половина машин уже спустилась с горы.
Впереди нас ждала широкая заболоченная долина, испещренная ручьями и старыми «фачными» (очень грязными) руслами.
Шесть машин — Кулики (1), Булгаковы (10), Шальневы (3), Нива (16), Болычев-Мирошников (9) и Ленки(5) проперлись по перелескам вплотную к болоту. Сделали несколько коротких и безуспешных разведок-попыток нащупать с ходу направление штурма.
И, отступив, встали на ночлег у кромки леса.
Украинские экипажи и Сеня сообщили по рации о поломке гранаты на одной из 80-к и встали на ремонт у подножия горы.
Рассмотрели три варианта штурма болота.
1-й – по прямой вдоль границы. Самый короткий путь, но «лебедиться» абсолютно не за что.
2-й — пойти по верху, поднявшись выше по долине к истокам. Самый длинный путь, по маршруту утренней разведки. Там долина самая узкая, но есть проблемы с подъемом и спуском.
3-й — чуть выше границы, у ручья, есть несколько сосенок, и дальше перескакивать от околка к околку.
Уже вечером выслали две пеших разведгруппы. Одна пошла верхом, «втопилась» там по плечи, и благих вестей не принесла.
Вторая пошла по околкам, дошла до противоположного берега и уже в темноте проверила 1-й вариант — вдоль границы.
Вода в ручьях за полдня поднялась на полметра. Заболоченные горы сочились влагой после дождя.
Приняли решение идти утром по околкам, рассчитывая на наличие стройматериала для мостов и якорей для «лебежения».

Булгаков О. Полное собрание сочинений

Разведки возвращаются уже по темноте. По их итогам определяем план действий на завтра. После обсуждений принимается третий вариант – от околка к околку.

Суббота, 14 июля

Готовимся штурмовать болота. Собираем все, что может пригодиться для проезда. К примеру, бревна, которые можно использовать при построении моста. На каждую машину грузим по три бревна.

Украинских ребят, к этому времени отремонтировавших машину, решаем не ждать, а самостоятельно идти на прорыв. Связь с ними поддерживаем по рации.

С первых метров болото топкое, дальше — посуше. Ручьи и кочкарник. Очень высокий, высотой с машину, кустарник. Спущенные колеса и аккуратность штурманов позволяют без особых сложностей доехать до середины болота и водной преграды — реки.

Берега у реки твердые, плотные, но крутые. Вода в реке за ночь спала, и сейчас в ней примерно 70 сантиметров. Подкапываем береговые скосы, делая съезд в воду более пологим. Первой штурмует реку «троечка», Евгения Шальнева. Зацепившись лебедкой за одиноко растущую на противоположном берегу крепкую березу, «троечка» стягивает себя в воду. Проходит брод, а затем вытягивает себя на сухой берег, уже на той стороне реки. В принципе несложно… Чтобы упростить проезд для остальных машин, еще немного подрабатываем края берега. Все отлично, помощь потребуется только «Ниве».

Доезжаем до небольшого, с десятком лиственниц, сухого островка в центре болота. На нем ждем украинцев.

Семен по рации сообщает, чтобы мы пока дальше не ехали — «по нам пришли». Кто? Вроде бы пограничники; но, может быть, и офицеры ФСБ. Терпеливо ждем.

Ждать приходится долго. Дело в том, что догоняющая нас группа попросту потеряла дорогу. Хотели срезать дорожку, чтобы не ехать вдоль околков по нашим следам и… заблудились. В высоком кустарнике не видно, куда ехать.

Приходиться им объяснять, как нас найти и где подготовленный нами брод. Координаты ЖПС — это всего лишь точки, к которым в болоте надо еще доехать!

Свободное время заполняем изучением редчайшей аномалии – кратера на болоте! С подобным мы сталкиваемся впервые. Метрах в пятидесяти от островка, где мы стоим, среди зеленого ковра болотной растительности, черным пятном — «лужа грязи». Рассматриваем и гадаем, что же это может быть. Сходимся на мысли, что, скорее всего, это след от упавшего здесь «небесного странника» — большого метеорита. След – раскуроченная болотная гладь — каплевидной формы. В длину метров пятьдесят, в ширину метров тридцать. У края широкой зоны — обрамляющие полуокружность метровые валы. Уже заросшие. Если это был метеорит, то он заходил на «контакт» с Землей по касательной, сгребая болотный покров в эти самые валы. Его раскаленное тело, попав в болото, заставило его (болото) вскипеть. Высокая температура выжгла на этом «пяточке» все живое. «Обжаренную» тину и болотный торф выдавило наверх. Судя по всему, это был такой «котел», что место падения не заросло до сих пор! Как давно это случилось? Мы предположили, что лет десять-пятнадцать тому назад. Точно могут сказать только специалисты, но вряд ли они скоро здесь окажутся…

Пока ждем «заблудившихся», нас всех вдруг охватывает веселое настроение. Появляется гипотеза: в болото упал не метеорит, а свалилась летающая тарелочка, работающая на веселящем газе. Который потихонечку просачивается через треснутые баллоны…

Размышляем, что это за Куя — загадочная река, до которой мы пытаемся доехать и которая может стать нашей «точкой возврата». Мы не знаем – большая она или маленькая, горная или равнинная, преодолима или нет. Но от нее до зимовья Пограничное не так уж далеко. А дальше от Пограничного, по словам охотника, уже должна быть дорога.

Начинаем обыгрывать слово Куя. Получаются забавные варианты: Куевая аномалия, Куевый метеорит и (про себя) Куевая экспедиция… Ох, досмеемся!

Ждем появления пограничников или чекистов. Представляем, как они подъедут и вынесут нам суровый приговор:

– Господа автопутешественники! Ваша экспедиция закончена!

Мы готовы ко всему. Но горды уже тем, что никто до нас сюда еще не доезжал! В любом раскладе мы первые! Даже это место, этот метеоритный (или энлэошный) кратер есть яркая точка нашего путешествия!

Часа через два подъехали офицеры-пограничники. Настроены достаточно дружелюбно. Может быть, чисто по-человечески прониклись к нам сочувствием? Увидели в нас не злостных нарушителей границ, а любителей автопутешествий, которые действительно не ищут легких путей…

Но работа есть работа. Проводят дознание — кто, когда и зачем покушался на территорию соседнего государства? Они прошли по нашим следам и зафиксировали (сфотографировали) три факта пересечения нами границы. Первый раз – еще в болоте перед Худжерингой, когда мы разделились на две колонны (там действительно было непонятно, где она — «полоса нейтральная»). Вещественное доказательство — потерянная нами на чужой территории упаковка от видеокассеты. «Прорыв» на сопредельную территорию; нарушение зафиксировано и даже сфотографировано. Второй и третий факты – заезд на территорию Монголии за Худжерингой, 20 и 20 метров. Отпираться бессмысленно!

Игорь Куликов, Олег Булгаков и Евгений Болычев пишут объяснительные по факту нарушения государственной границы. Пограничники подсказывают, как правильно сформулировать нарушения. Если ситуация связана с риском для жизни или потерей ориентиров в связи с погодными условиями, то такие случаи рассматриваются отдельно, т.е. не подлежат уголовному преследованию. А у нас ведь так все и было!

После того как объяснительные были получены, разговор пошел по душам. Офицеры стали отговаривать нас ехать дальше. Что там впереди, не знает никто — ни мы, ни они. Но они хорошо знают того охотника, что послал нас сюда. Некто Серебряников. Браконьер, и еще тот балабол. Нагородил нам с три короба (но все, что говорил охотник, до этого дня совпадало в точности!), заманил в глушь таежную. С ним они еще разберутся. О реке Куя почти ничего не знают, она протекает по территории уже другого погранотряда. Сюда даже конные разъезды не ходят. Об этом мы уже догадались: троп, кроме звериных, нет. Здесь даже браконьеров не бывает. Территорию контролируют в основном с вертолета. Любой след на болоте отчетливо виден.

С удивлением узнают про кратер. Сколько раз летали на вертолете, ничего этого не видели (один из них с интересом рассматривает кратер!).

Впереди нас ожидают большие болота и крутые склоны — все это они видели с вертолетов во время облетов. Удивлены, что мы без оружия. Честно признаемся, что собирались в Монголию и договорились, во избежание проблем на таможне, огнестрельное оружие не брать. Пограничники нас предупреждают, что им по инструкции категорически запрещено ходить в этих местах поодиночке и без оружия. Много диких зверей. Рассказывают, что у них медведь зашел в поселок и задрал человека…

Возможно, эта фраза, сказанная офицерами, была чуть позднее растиражирована в СМИ одним из путешествующих сейчас с нами участником, дабы подчеркнуть непредусмотрительность и неопытность команды «Сибирского марафона» при подготовке трофи-экспедиции. Цитата: «В том районе недавно медведь человека задрал, а они сунулись туда без ружей, — рассказал "Известиям" офицер МЧС. — Хотя бы ракетницу прихватили… Даже боюсь думать о том, чем могут закончиться эти блуждания». Автор — Валерий Старостин (Чита).

Видя, что словами убедить руководителей трофи-экспедиции от намерения продолжать экспедицию не удается, офицеры отзывают их в сторону и достают «свою» карту данной местности. Современная, километровая, подробная, секретная! Показывают свой район, где мы уже прошли, и тот, куда мы стремимся попасть. На карте хорошо видны болота и реки — и никаких дорог до самой Мензы!

В головах участников экспедиции — большие сомнения в необходимости ехать вперед. Во-первых, срывается путешествие в Монголию (хотя изначально говорилось, что основное путешествие — это Даурия, а Монголия — второстепенное, многие были настроены ехать именно в Монголию!) Во-вторых, мы едем без какой-либо разведки и не знаем, что конкретно может ожидать нас впереди.

Опять проводим собрание…

Здесь, на этом островке в болоте, нам необходимо решить, как поступать дальше: идти вперед или возвращаться назад? Пограничники ждут нашего решения. Сегодня пятница, 14 июля. Мы на категорийном участке уже неделю.

ИНТЕРНЕТ

Вести о наших "подвигах" дошли уже до штабов. И эти два офицера отправились за нами. Докуда могли, доехали на машине. Потом взяли автоматы и пешком протопали 20 км по тайге!
Военные юристы. С цифровым фотоаппаратом. Предъявили нам три эпизода нарушения границы. Мы дали объяснения: так, мол, и так — не справились с управлением, боролись за жизнь. Чистая правда; да там и особо непонятно, где граница и где нарушения…
…Офицерам, кроме всего прочего, была поставлена задача (по всей видимости) убедить нас вернуться назад, в подконтрольную им территорию. Оно и понятно — зачем им такой гемор, по горам пешком за нами бегать. Спокойный участок границы был, пока СМ2007 не объявился.
Кроме юридических аспектов пугали полной непроходимостью дальнейших дорог. Развернули километровку, но фотографировать не дали (гостайна): мол, тех "дорог", что по карте отмечены, давно в помине нет. Долину реки Куя мы не пройдем — болото «аццкое». Но когда мы начали их «пытать» по местности с пристрастием — признались, что далеко они не ходили, но с вертолета видели.
В общем, требовали от нас решения здесь и сейчас!
Под таким прессингом, под автоматы и протокол, народ смутился. У нас не армия — решили проголосовать. Тайное голосование — "Вперед" или "Назад". Треть написала — "Вперед", треть "Назад", а наиболее тактичные и разумные написали "Вперед с разведкой или назад".
От разведки офицеры нас, кстати, отговаривали. Оружия у нас нет, а кругом МЕДВЕДЫ! Они сами с автоматами поперлись именно по этой причине. Недавно в одном селе медведь мужика задрал, а тут вообще медвежий край!
Булгаков О. Полное собрание сочинений

Проводим тайное голосование. Написать необходимо — «Вперед» или «Назад». Во избежание разночтений просим писать только эти два слова. Листочки с ответами, за отсутствием шляпы, сбрасываются в зеленый жестяной умывальник. Надо было видеть в этот момент наши лица. Сомнения, терзания, надежды… Все было на них написано

Это не обсуждение, это ВЫБОР!

Подсчитываем голоса. Десять — «Вперед», десять – «Назад», четыре – «Вперед, но с разведкой…». Одна записка — «Хочу в Монголию». В трехстах метрах от границы звучит юморно-провокационно. В общем, мнения разделились.

Организаторы ответ «Вперед с разведкой» приплюсовывают к голосам «Вперед».

Из-за этого результат голосования получается, мягко сказать, неопределенным, но переголосовывать не будем. Единогласно решаем сейчас же снарядить разведку. Разведчики должны пройти вдоль просеки до реки Куя и выяснить, сколько времени может понадобиться нашей колонне, чтобы добраться до нее. Вторая цель — попытаться найти следы старой дороги. По итогам разведки будет принято ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ решение о «точке возврата».

В команде разведчиков — четыре человека. С собой они берут продукты и спальники. Плюс «оружие»: ножи и топоры (предостережение пограничников насчет диких зверей воспринимаем серьезно). Ночевать придется в «поле». Надеемся, что все обойдется.

Офицеры терпеливо дожидались итогов голосования. Получается, что напрасно: ничего определенного мы им сейчас сказать не можем. Они собираются в обратный путь. Скромно просят разрешения сфотографироваться на фоне наших машин. Это уже для себя, на память.

При расставании советуют нам, что будет правильнее не испытывать судьбу, а повернуть назад. Но ничего такого, чтобы мы «закрывали лавочку» и катили назад, ими сказано не было. Из чего мы сделали выводы, что за нас переживать, конечно, будут, но запрета двигаться вперед — нет. Как дальше поступать – решать нам. За границу, как нам показалось, они переживали меньше всего. С ней, в этих местах, полный порядок. Никто никого здесь преследовать не будет. Здесь глушь такая, что сто метров в одну сторону или двести в другую ничего не меняют. Главное — выбраться и выжить.

Уходят пограничники, уходит наша разведка. Машины перегоняются немного вперед — на большой сухой участок — к началу просеки, к подножию очередной вершины. Это еще метров триста. Именно на этом небольшом участке нас накрывает череда серьезных поломок. На «Ниве» летит передний мост. Вылетает граната из редуктора. Его тянет вперед Евгений Шальнев на Toyota Prado 90, и у него тоже летит передний мост – срезает зубы на шестернях дифференциала переднего моста.

Кое-как выбираемся на сухое место.

Встаем лагерем. Разбираемся в поломках.

…Собирались на пять дней, а прошло уже семь. Износ техники и усталость экипажей. За три дня пройдено всего лишь около пяти километров. Каждая вершина дается с большим трудом. Много мыслей и сомнений по поводу продолжения движения вперед.

ИНТЕРНЕТ

Напрягало отсутствие позитивной информации по дальнейшему маршруту. От Мензы до зимовья Пограничного (30км) охотник Сусанин-Серебряников обещал нам хорошую дорогу, но от нас до Пограничного (еще 30 км) — тут все без исключения обещали нам полную ж..у.
Для того чтобы принять решение двигаться дальше, нам было необходимо, чтобы НАШИ люди прибыли в Мензу, допросили там местных и помогли, если что, с заброской продуктов и топлива. Да и кроме того надо решать вопросы с запчастями для «Нивы» и «Прадика».
Сделали звонки «Бахе» (он в это время находился уже в Улан-Баторе и праздновал свой день рождения) и «Вадикану» (Вадиму Сиваракша) в Новосибирск.
«Баха» подписался найти запчасти и прибыть к нам с поддержкой в Мензу. «Вадикан» тоже пообещал выехать "через пару дней" Это нас приободрило.
Булгаков О. Полное собрание сочинений

Пешая разведка за остаток дня прошла пять вершин и несколько лесных завалов, преодолела два болота. Одно из болот окрестили Медвежьим из-за множества следов этих животных. Уже в сумерках встали лагерем. Утром продолжили разведку. Обнаружили охотничий домик, в картах не указанный. Знают ли о нем пограничники? От этого домика отчетливо просматривается очень старая колея, уходящая по небольшой долине, распадку, на седловину в сторону реки Куя. Вполне читаемое направление. Идет по нашей территории, параллельно пограничной просеке, огибая возвышенности.

Пройдя по колее еще километра три, принимаем решение дальнейшую разведку не проводить. Ясно, что расстояние до этой избушки по просеке, при нашей скорости, мы сможем преодолеть лишь за неделю. Сражение за каждую вершину; завалы, крутые склоны, отвесы и т.д. Других дорог разведка не находит.

К вечеру пятницы, 15 июля, разведгруппа возвращается в базовый лагерь. Их сообщение уже не слушают, все понятно и так: надо возвращаться.

ИНТЕРНЕТ

Полдня ожидали возвращения разведки и решали технические проблемы с машинами.
У 16-го (Нива) выпала граната из редуктора. При разборке выявился люфт и полная убитость ступичных подшипников (недавно в Улан-Удэ он менял ступичные подшипники в местном сервисе, и там не поставили шайбы, оставив подшипники открытыми всем ветрам).
Списали выпадение шруса на люфт в ступицах. Заменили подшипники и собрали все как надо.
На «Прадике» Шальнего дефектовали передний мост — рассыпались сателлиты. Клиника. Нужны запчасти.
Кто с чем ковырялся, я перебирал в третий раз лебедку. Оказалась загнутой площадка — лебедку перекашивало, и она клинила под нагрузкой.
Разведка пришла. Прошли они не так далеко — около 6 километров по просеке. Пять конкретных гор. Уклоны встречные и поперечные запредельные. Все плохо.
Опять звоним «Бахе» и в Читу. «Заряжаем» ребят искать сателлиты для «Прадика».
Булгаков О. Полное собрание сочинений

Проблемы у «Нивы». Еще большие у «Прадо». Куликов, Булгаков, Семен Шифрин с самого утра названивают по спутниковому телефону (спутниковая связь отвратительная; связь уже не просто, а безумно раздражает). Ищут детали для «Прадо». Решают: ставить машину на ход и двигаться дальше или тащить на буксире. Куда тащить (вперед или назад), зависит от того, как быстро найдется деталь. И от того, как ее (эту деталь) сюда доставят.

Связались с «тур-группой», путешествующей по Монголии. Конкретно — с «Бахой», Павлом Бабиным. Просят его узнать, кто из туристов согласен вернуться в Россию к основной группе, на «подмогу». Доставить «деталь», заодно продукты и горючее. «Смельчаки» находятся… Первоначально к нам готовы выехать три экипажа. Но вдруг, по разным причинам, двое из них отказываются. Видимо, для них, находящихся на «берегу», наше положение выглядело не таким уж драматическим, и решения они принимали согласно своим представлениям о ситуации.

ИНТЕРНЕТ

…Вот как это выглядело со стороны Монголии. Мы 14-го и 15-го в Монголии обсуждали ситуацию. И вот какую информацию выдает Баха после разговора с оргами — горючка и питание заканчиваются, имеются большие проблемы с погранцами, нужны запчасти на Прадо и 80-ку, есть координаты, где находится группа (точка прямо на границе) и туда нужно ехать. 14-го вечером решили, что едут все подготовленные машины: Баха, Витя со Скромным (14-экипаж) и мой экипаж (18-й экипаж). Старт откладывался, т.к. орги не уточняют, какие именно нужны запчасти. Потом появляется идея (у кого? – Прим. автора) ехать прямо на точку и нелегально переходить границу. По этому поводу я сразу сказал, что в этой авантюре участвовать не буду. Больше того, поразмыслив, я понял, что все это развод. Если с погранцами проблемы, значит с погранцами связь есть, если есть погранцы, то горючку можно достать на месте. На кой черт выдергивать машины из Монголии? Политика, однако. Приедут, будет восстановлен статус кво, не приедут — объявим трусами и малодушными, на их фоне успех будет еще более значительным. Поэтому мы с 14-м экипажем решили, что ехать бессмысленно…
Монитор, ака – e-geht

Как бы там ни было, вернуться в Забайкалье решается только один – «Баха»! Первоначально ставим перед ним задачу — доехать до Мензы и у местных жителей, охотников и пограничников, перепроверить рассказ «охотника» о возможности прохождения в тех местах на машинах. Разведать точки, куда можно доехать на машинах. Просим его также попытаться достать запасные части для поломанных машин.

Хотя мы и попросили Бабина ехать в Мензу, сами еще не до конца уверены, что поедем именно туда. Против продолжения «прорыва» выступила большая часть украинской команды. К сожалению, на полное «категорийное» прохождение у них уже не остается времени. А им еще тысячи километров ехать до дома. Не ближний свет… Плюс, наверное, самая веская причина для их возврата: обязательство перед своими спонсорами — «посещение Монголии!». Сроки визы истекают. И ничего не поделаешь.

У новосибирцев тоже нет единого мнения. Горючего и продуктов не так много. Дальнейший путь неизвестен. Многим хочется в Монголию и на Автофестиваль…

В общем, подробную инструкцию «Баха» получит позднее.

Вселяет оптимизм, что дал согласие приехать на поддержку «группы прорыва» опытнейший авто-экстремал Вадим Сиваракша, «Вадикан», из Новосибирска. Он пообещал в течение двух дней освободиться на работе, подобрать команду – наших, «Off Road Master»-клубников, располагающих свободным временем, и выехать в Забайкалье в ближайшие дни.

Просим «Вадикана» связаться с «Бахой» и скоординировать свои действия.

В этот же день на сайте клуба появляется информация:

ИНТЕРНЕТ

15 июля.
Штурмовая группа "Сибирского марафона" просит помощи!
Все живы, здоровы, но нужны топливо, разведка, запчасти.
Группа находится 49 134 61, 109 37 090.
Со стороны Мензы нужно определить точку, докуда можно доехать с минимальными проблемами и передать её группе.
Запчасти уже везут из Улан-Батора Галузин и Бабин.
Нужны крепкие люди с туристической подготовкой, чтобы донести некоторое количество топлива на себе. Нужны люди, желающие помочь деньгами на топливо, для группы спасения.
Штаб спасательной экспедиции 8 913 945 7968 Вадим.

…Увы, именно это, размещенное на сайте клуба и растиражированное Интернет-изданиями объявление, вызвало на «большой земле» массу слухов и домыслов о бо-о-ольших проблемах в трофи-экспедиции.

ИНТЕРНЕТ

…Штурмовая группа автопробега "Сибирский марафон-2007 — Неизвестная Даурия", который в настоящее время движется по территории Красночикойского района Читинской области в сторону реки Менза, запросил срочной помощи в связи с невозможностью продолжать дальнейшее движение(????). Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, 16 июля на сайте клуба экстремальных авто-путешествий "Off Road Master" появилось сообщение о том, что все участники экспедиции здоровы, но нужно топливо, многочисленные запчасти для автомобилей и крепкие люди с туристической подготовкой, которые готовы оказать помощь в осуществлении пешей разведки.
В настоящее время запчасти для внедорожников уже закуплены в столице Монголии Улан-Баторе, теперь их необходимо доставить в труднодоступную местность в Красночикойском районе. Кроме того, необходимо доставить пешим ходом топливо. Также руководство экспедиции обратилось за помощью в деньгах на топливо для группы спасения. По состоянию на 17 июля, часть средств уже собрана. Группа спасения намерена выехать 18 июля…
Опубликовано 09:23 17.07.2007
Документ: http://www.regnum.ru/news/857541.html

Кроме того, это объявление стало поводом для скандальных статей в центральных(!?) газетах и изданиях!

ИНТЕРНЕТ

…Оказавшись в затруднительном положении, новосибирские джиперы стали посылать сигналы SOS по спутниковому телефону, который предусмотрительно (? — Прим. автора) прихватили с собой. Спасением собратьев вынуждены были заняться члены Читинского Клуба "Диверсант". Правда, для этого им пришлось приостановить свой пробег. Читинцы сначала добрались до отдаленного поселка Менза, а затем тащили (????? — Прим. автора) через непроходимые дебри 45 километров на себе необходимые заплутавшим путешественникам топливо, продукты и автозапчасти…
…"Известия" следят за развитием событий.
Пропавшая экспедиция. Валерий Старостин (Чита)

Как и «положено», детали происходящего были раздуты. А некоторые «факты» — просто выдуманы некоторыми персонажами, находившимися в те дни с нами и как никто другой знающими, что происходило в трофи-экспедиции на самом деле.

На момент опубликования объявления о помощи мы были все вместе, одной командой.

Новосибирцам всего лишь требовалось знать – возможно-ли проехать до Мензы! Соответственно под это перегруппировать свои силы и ресурсы!

Суббота, 16 июля

Экипажи готовятся к обратной дороге.

Возвращение.

Для многих оно воспринимается как само собой разумеющееся. Об этом украинская команда заявила уже с утра и готовится ехать. Решается вопрос по эвакуации «прадика» и вариантах его буксировки до места, где можно получить техническую помощь. Семен звонил своим ребятам в Читу и те на «авто-разборах» уже нашли требуемые детали. Они же обещали подвести их к началу категорийки, в Бальджикан.

«Прадику» закрепляют передний мост, будет двигаться на «заднем». На сложных участках ему будут помогать — тянуть.

Из новосибирцев твердо настроен ехать обратно «девятый» экипаж. Их намерение поддерживает «Командор». Остальные – ждут решения «большинства», читай – старшинства.

Кажется, уже все решено. Все собраны и готовы выдвинуться. Ждем только Олега Булгакова, который, с утра пораньше, со своим штурманом Сашей Гусевым ушел в очередную разведку. Он как одержимый рвется дальше. Уговаривает, убеждает не поворачивать обратно. Ищет любые варианты, только бы двигаться вперед.

Середина дня. Те, кто собрался, уже настроены ехать. Рассчитывают за сегодня переехать большое болото и подняться на «последнюю-первую» горку.

Ждать разведчиков уже нет сил. Теряется время. Уходит одна украинская машина. За ней — другая. Читинский «сафарик» утягивает «прадика». Уходят все, кроме новосибирцев. Олега и его штурмана нет.

Вдруг в лагере появляется несколько огромных собак. Значит, где-то рядом монгольские пограничники.

— Шухер!

Предупрежденные о возможных провокациях с их стороны, прячем оставшиеся вещи в машины и стараемся отойти подальше от просеки.

Собаки монгольских пограничников хоть и большие, но смотрят подобострастно, жалостливо и… съедают наши продукты, лежащие без присмотра. После чего они «охраняют» нас. Лают на кусты, в которых мы замечаем монгольского пограничника. Еще один спрятался за пограничный столб, а третий залез на дерево и внимательно, с огромным интересом и любопытством, рассматривает нас в бинокль.

Нам они ничего не сделают. Мы метрах в тридцати от границы, глубоко на Российской территории. А вот Олег не знает… Лишь бы не заблудился! Ну, где же они? Начинаем волноваться.

…Появляются запыхавшиеся разведчики.

— Куда они поехали? – задает нам Олег риторический вопрос, глядя вслед уходящим машинам, которые уже почти переехали болото.- Мы с Сашкой нашли дорогу! Там можно легко проехать!

Оказывается дорога идет, обходя гористые просеки, вплоть до того места, где вчера ночевала разведка!

ИНТЕРНЕТ

Утром 16-го я со своим штурманом Саней (Студент) двинулись вперед на альтернативную разведку. Не по границе, а чуть севернее, по обозначенной на карте тропе.
Сразу на болоте вышли на древний вездеходный след. По нему выползли на седло между горами и обнаружили там вполне приличную колею на хорошем грунте.
Лирическое отступление
Ох, уж эта "дорога"… призраки которой преследовали нас (или мы их) на протяжении всех 24-х дней нахождения в тайге.
Кажется! Вот ОНА! Вполне приличная колея примерно под шишигу. Древние завалы пропилены, а которые лет за пять нападали, — лежат. Но, спускаясь с горы, колея от шишиги превращается в затянутый болотом след от вездехода (он шире), а дальше след теряется вовсе, и так все время.
Дорога манила нас короткими участками и заводила в многокилометровые чавкающие кочки и крутые горные перевалы.
Спустились с первого седла к ручью. Через болотину зеленеют два старых тракторных направления. Нашли деревянные столбики с жестью от консервных банок, на которых гвоздем выбито "ЧГУ 1972". Ё-маё! Этой тракторной колее – 35 лет!
Но еще через километр, на опушке, находим консервную банку, а на дне штамп – 2002 год! Свежак. Поднимаемся на второе седло, опять по нормальной колее. Завалов не много — не больше десятка серьезных стволов на оба седла, подъемы умеренные. И вот уже финиш вчерашней разведки. Результаты двух разведок — небо и земля!
Булгаков О. Полное собрание сочинений

Это все, конечно, хорошо. Но часть нашей команды настроена догонять уехавших Украинцев. Другая часть — против. Разгорается спор.

ИНТЕРНЕТ

Провели короткое совещание на тему "вперед-назад". Я и Саня доложили результаты разведки (дорога на ближайшие 6 км есть!). Мирошников и Болычев повозмущались на предмет, что на работу опоздают. Но в целом согласились, под пристальными собачьими взорами погрузились в машины и двинулись от границы краем леса вдоль болота на седло, где обещалась "дорога".
Итак, 16-го июля, после обеда, 5 экипажей двинулись на штурм горно-таежного участка в сторону Мензы.
До ближайшей обещанной «супермегажопы» — непроходимой долины реки Куя оставалось около 15 километров. Насчет реки Куя — есть такая река! Течет она в сторону Монголии и за границей именуется не иначе как Хуе-Гол!
И этот вот Хуе-Гол впадает в реку Онон — между прочим, родина Чингисхана!
Булгаков О. Полное собрание сочинений

Спонсоры трофи-экспедиции «Неизвестная Даурия»:

  • Сеть шинных центров «ШИНТОП»
  • Сеть автозаправок «Беркут»
  • «Сибирь-Телеком»
  • Компания «MacCoffee»
  • Компания «Jeep-Toys»
  • Компания «Relieff»
  • Рекламное агентство «АрбатДизайн»

Информационные партнеры проекта:

  • Телекомпания «СТС-Мир»
  • Автожурнал «ТУРБО»
  • Агентство «ИнтерФакс»
  • Региональная газета «За рулем»