Многотопливный плюс

Многотопливный плюс

О легковых автомобилях, работающих на альтернативном виде топлива – газе, в «Турбо» говорилось уже не раз. Причем как про само газовое топливо, так и про системы питания. Плюс о необходимых действия, которые нужно провести при работе с ГБО (газобаллонное оборудование).

Сегодня объект нашего внимания – грузовая «газель». Чем она интересна? А тем, что способна отмахать больше тысячи км без остановок на дозаправку. Вы спросите: как? Элементарно: 65-литровый бензобак, 3 «метановых» баллона и один с бутан-пропановой смесью. Три разновидности топлива на один двигатель! Естественный вопрос: а каким образом три неодинаковых горючки «уживаются» в одной увязке? Ответ: не просто уживаются, а отлично сотрудничают – благодаря продуманной схеме.

газовые балоны
Три метановых баллона
бутан-пропан
…плюс бутан-пропан…
бензин
…и плюс бензин

Система подобна мерседесовской (см. «Газмен», «Турбо», 2006, №12). Ряд форсунок – по одной на цилиндр.

На приборной панели две кнопки. Легким нажимом включаются газовые форсунки, и цилиндры последовательно переходят на другое топливо.

Кнопки активации выбранного топлива

Еще интересней порядок работы системы на двух «газах»: сжатом природном и бутан-пропановой смеси. Здесь легкое неудобство – чтобы переключиться с одного вида горючего на другой, нужно лезть под капот. Там находится самообучаемый(!) компьютер, который и отвечает за выбранный газ.

самообучаемый компьютер
Без «мозга» – никуда

Что значит «самообучаемый»? Электронный «мозг» с каждым очередным пуском системы корректирует свою работу, а именно: момент подключения, дозировку газа и прочие условия. То есть, он адаптируется под обычный режим эксплуатации автомобиля.

Контролируется вид топлива (в смысле – газа) также из кабины – посредством кнопки. Когда газ в баллонах кончается, система предупредит вас «подмигиванием» и самостоятельно вернется на бензин.

В плюсе

Считается, что природный газ – топливо будущего. Во-первых, его запасы велики – намного больше, нежели нефти. Добывать природный газ легче, безопаснее, и (что самое главное) он чище. Природной среде от метана вреда меньше, чем от бензина или дизтоплива; он практически «безотходный» газ – в отличие от бутан-пропановой смеси, которая, напомню, получается как побочный продукт нефтеперегонки. Плюс к тому природный газ легче воздуха и в случае утечки попросту улетает в небо. Кроме того, метан образует куда меньше нагара в двигателе, нежели бензин, а значит, продлевает срок службы техники.

Газовый запорный клапан

В отличие от смеси, природный газ «не замерзает», и двигатель запускается при -40°С – без жестокого ущерба для пар цилиндр-поршень (как с бензином). И наконец, цены на газовое натур-сырье куда как спокойнее, чем на нефтепродукты. Газ намного дешевле, а значит, вам платить не безумные 20 руб (бензин) и не 9,5 (пропан-бутан) за литр, а всего-навсего 6,5 руб. за куб.

Ряд форсунок напротив цилиндров

Среди обилия плюсов есть два минуса: во-первых, ГБО под природный газ намного дороже, нежели под бутан-пропановую смесь. И во-вторых, в Новосибирске только 2 АГНКС, где автомобили заправляют природным газом…

Поговорим об экономической стороне дела. Расчеты основаны на показателях предоставленной нам на тест «ГАЗели».

Решим задачу

Итак, дано: 3 баллона со сжатым(!) природным газом по 50 л каждый (в баллон входит 10 кубометров газа). Один баллон с бутан-пропановой смесью с маркировкой на 130 л (из них 110 л – «полезного» объема) и «штатный» бензобак – 65 л. Цена кубометра природного газа – 6,5 руб.; бутан-пропановой смеси – 9,5 руб. за литр; бензина Аи-92 – 19,5 руб. Расход топлива на 100 км: 15 л бензина или 18 л смеси, или 13,5 м3 – метана.

Решение: мы оценили дальность автономного «плавания», и у нас получилось 1210 км (на метане – 222 км, плюс на бензине – 433 плюс 555 км на бутан-пропановой смеси). Если весь путь «ГАЗель» пройдет только на бензине (понятно, что без дозаправки не пройдет, но условно) – 3539 руб. с копейками плюс потеря времени на заправку и т.д. А если комбинированный «тариф», т.е. все три вида топлива, – 2339 руб. А в год такая «ГАЗель» набегает 100 тыс. км – и куда больше. Вот вам и арифметика…

Расчеты можно привести еще проще: допустим, «ГАЗель» пробегает 120 тыс. км в год. При указанных ценах бензина и метана, разница в расходах на 100 км пробега – 200 руб., а годовая – 240 тыс.!

Ладно, пусть на газе «ГАЗель» делает лишь половину пробега – 60 тыс. км. И тогда экономия равна 120 тыс. руб. – сравните со стоимостью переоборудования (около 40 тыс. руб.).

Плата за безостановочный пробег – 250 кг «лишнего» железа. Но как рассуждает водитель газомобиля: «А что мне лишний вес или какая-то потеря мощности? Она («ГАЗель») что без баллонов в горку только на II забирается, что с ГБО на той-же «двойке»; разницы никакой». Кстати, «нагрузка» целиком и полностью зависит от вашего выбора: баллонов недолго навесить и 7 (а можно и вовсе обойтись одним).

Сделаем выводы

Для тех, чей бизнес связан с перевозкой пассажиров или транспортировкой грузов по дороге, – отличнейший вариант. «ГАЗель», автобус или грузовик постоянно в разъездах и вы уже замучились оплачивать бесконечные заправки «троглодитов»? Решение простое. Загоняете вашего «кормильца» на 2 дня (именно столько нужно, чтобы снарядить автомобиль бутан-пропановой и метановой системами и «обкатать» их) в установочный центр и получаете в итоге рабочую лошадку, которая перевозит грузы и денег «проедает» существенно меньше.

Само собой, необязательно «ставить» автомобиль сразу на две системы. Здесь – целиком и полностью – ваша воля и финансовые возможности. А мы лишь привели пример интересной «комбинации» нескольких видов топлива.