Позиции General Motors на европейской территории России активно укрепляются – с последовательным продвижением верного бренд-вассала Chevrolet на нашем рынке. В 2003 году наступил очередной этап: ввод в строй оплота американского экспансионизма – СП «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ». Из стен новой цитадели, выстроенной в лучших традициях ордена GM, по нашим необъятным просторам разошлись первые миссионеры-крестоносцы; они удивительно похожи на некогда перспективную модель ВАЗ-2123, так долго шедшую на смену заслуженному покорителю бездорожья – 2121 «Нива».
Восточный поход – «Западный подход»
Интенсивные «вливания» западных капиталов в реанимацию проекта «новая Нива» дали свои результаты. За первый год производственной деятельности – к концу ноября – с конвейера СП сошло свыше 20 тысяч внедорожников Chevrolet Niva. Началу выпуска предшествовала напряженная работа по вводу в строй современного производства и устранению букета детских болезней ВАЗовской разработки. В итоге на доспехах обновленных воинов-«борцов с традиционными российскими бедами» появился «швейцарский крест».
Собрав силы для решительного наступления на Восток, дабы потеснить праворульных «неверных», передовые отряды «крестоносцев» благополучно перевалили через Уральский хребет, оставляя в покоренных городах свои дилерские форпосты – оплоты истинной веры в торжество левого «руля».
Чтобы укрепиться на восточных землях, 28 ноября была предпринята массированная дипломатическая акция в «сибирской столице» – под громким лозунгом «ШЕВРОЛЕ НИВА: Экспансия в Сибирь». Предводители «ордена» провели перед съехавшимися со всей Сибири журналистами грандиозную мессу с наглядной демонстрацией своих сил и возможностей.
На пресс-конференции директор по продажам, маркетингу и послепродажному обслуживанию СП «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» Максим Серегин подробно изложил политику руководства и перспективы нового бренда. Внимание акцентировалось на соответствии производства и контроля качества Chevrolet Niva всем стандартам GM. Подчеркивалось, что автомобиль – наш, российский не только по рождению, но и по составляющим (доля отечественных комплектующих – 98%).
Машина в ценовом сегменте 8500-9800 евро близка чаяниям представительной группы российских автомобилистов. Не исключено и понижение цен – без ущерба качеству. В нижнем диапазоне – соперник для «Нивы» 21214, а в перспективном варианте со 125-сильным «опелевским» мотором и японской трансмиссией – прямой конкурент Kia Sportage.

Сегодняшним, глобальным для Сибири событием СП «Дженерал Моторс – АвтоВАЗ» завершило формирование дилерской сети в трех десятках российских городов, что и отражено на огромной карте общего наступления. Среди которых стратегическую позицию занимает новосибирская компания «СибТрансАвто». Именно ее машины нам и предложили на последующий тест-драйв.
Тест-турнир
Проверка «крестовой братии» в деле проходила на специально подготовленной трассе городского автомотодрома, где скоростные участки периметра дополнялись снежной целиной и полосой препятствий внутреннего поля. Для наглядности сравнения к паре испытуемых новобранцев присоединился обновленный ветеран и конкурент – ВАЗ-21214.
Но прежде, чем приступить к реальному изучению их динамических способностей, проведен небольшой строевой смотр с непременным критическим ощупыванием и фотографированием. К ладно подогнанной амуниции «крестоносцев» претензий практически ни у кого не возникло. Порадовало качество подгонки кузовных панелей и их окраска. Причем машины отличались друг от друга только цветом. И если полгода назад практически ничего – кроме серебристо-белой «снежной королевы» – не предлагалось, то теперь перед нами предстал и темно-зеленый экземпляр. А в принципе цветовая гамма модельного ряда включает еще серый и вишневый «прикиды», которые появились с апрельским вводом в эксплуатацию уникальной автоматизированной покрасочной линии – «чистые стены».
Что же касается общего дизайна в некоем стиле «био», то он выгодно смотрелся лет 10 назад – на момент разработки ВАЗ-2123, а сейчас им уже мало кого удивишь. И если бы не крест на носу (оттого и крестоносец), то антропологически – явный азиат. Ну, а в сравнении с «кубическим» ВАЗ-21214 – все-таки прогресс.

«Ранец-запаска» на распашной двери смотрится эффектно, делая Chevrolet Niva узнаваемой при подходе с тылу, но насколько он практичен, сказать сложно.

Обутые в 15-дюймовую шипованную резину Cooper, наши «интернационалисты» выглядели подготовленными к нынешней зимней кампании бойцами. А так ли они хороши в деле!?
Для остроты ощущений (и чтобы не томиться в очереди) прежде чем сесть за руль виновников торжества, я покатался в роли пассажира и водителя на ВАЗ-21214. Изучив заснеженную трассу сквозь матовые (в известных местах) от мороза стекла и хлебнув адреналина в виражах, я наконец-то оседлал «зелененького». После стандартной «Нивы» «шевик» производит благоприятное впечатление. Не скажу, что такое уж неожиданное. Ведь на «зарулемовской» Chevrolet Niva мне уже доводилось поездить в августе (см. «Турбо», 2003, №9) при встрече с участниками «Евразийского» автопробега, да и на московском «Автосалоне» мы виделись.

Моим гидом-инструктором на сей ответственный момент оказался Сергей Захарченко – ведущий конструктор машины. Для начала он продемонстрировал возможности своего детища сам, а затем наступил и мой черед. После «зажатого» пассажирского салона предшественника, внутренний простор Chevrolet Niva показался просто необъятным. Потолок на голову абсолютно не «давит», а кресла не «наезжают» на колени. Задние сиденья оборудованы подголовниками и поясами безопасности. Вполне комфортные передние места оснащены подогревом с грамотно упрятанной электроарматурой. Отдельных слов заслужил удобный и эстетичный руль, украшенный маленьким фирменным крестиком. Не чета грубой и жесткой «баранке» прежнего образца, плюс – регулировка по высоте. Да и управление с немецким гидроусилителем ZF намного приятнее. Удается даже скоростное руление прижатой ладонью.

Но сокращение числа рычагов управления трансмиссией, на мой взгляд, пошло не на пользу из-за слабой информативности. Хотя они и стали ближе к телу. Особенно напрягает поиск фиксированного положения рычага «раздатки» – при блокировке дифференциала. Все прикрыто кожухами, и приходится тыкаться по Н-образной схеме вслепую, а единственная подсказка – пиктограмма на панели. У «старушки» оперировать двумя рычагами намного проще. То же и с задним «ходом». Пока его нащупаешь да воткнешь, уйдет немало времени. Возможно, с опытом досадный казус сведется на нет; и не к такому привыкали…
«Ручник» теперь не столь «резиновый», но до идеала ему еще далековато. Отлично работал отопитель, обеспечивая пассажиров теплом и прекрасным обзором во всех направлениях, – несмотря на частые смены экипажей. В знакомом рокоте ВАЗовской «четверки» появились мелодичные нотки. Возможно, пробег еще маловат для объективной мутации голоса. Помню, «зарулемовец» к своим 30 тыс. км пробега уже «поцикивал».
Бороздя снежную целину и искусственные буруны во всем диапазоне передач, я так и не смог «засадить» машину для «лопатной разминки». На скоростных участках при входе в вираж склонность к заносу минимальная. Попытка «полицейского» разворота с помощью тормоза не увенчалась успехом. До желанных 180° машина не докрутила даже и половину.
В ладно скроенном кузове ни скрипов, ни стонов, хотя заснеженная трасса изобиловала ухабами и ямами. Подвеска показалась (и реально оказалась) мягче, чем на «214-й», хотя в лучших «нивовских» традициях уверенно отрабатывала сложный профиль «условной» дороги. Как выяснилось, оптимизированы характеристики задних пружин, тщательно подобраны вертикально установленные амортизаторы.

При взятии искусственного холма удлиненная на 250 мм база требует особого внимания и подхода к маневру, дабы не посадить машину на брюхо. Ничего не поделаешь, некоторое ухудшение геометрической проходимости – плата за значительное улучшение эргономики салона. При диагональном вывешивании все двери кузова закрывались и открывались без малейших перекосов, что подтверждает высокую жесткость несущего кузова. Да и хлопать ими особо не приходилось, хотя до учебно-тренировочного «холодильника» далеко.

Итоги тестирования Chevrolet Niva
Победителями турнира следует считать всех его участников: одни себя показали, а кое-кто и других внимательно рассмотрел. Полноты впечатлений участникам добавили памятные дипломы-индульгенции приобщения к прогрессивным формам цивилизации и положительные эмоции от грамотного представления техники – пока еще столь редкого на нашей необъятной сибирской территории. Первый этап экспансии Chevrolet Niva прошел многообещающе.
Тип кузова | 5-местн., 5-дверн. универсал |
Снаряженная масса, кг | 1350 |
Грузоподъемность, кг | 450 |
Двигатель: | бенз., 4-цил., рядный, 2 клап./цил., рапредел. впрыск |
Рабочий объем, см3 | 1690 |
Макс. мощность, л.с. | 80 при 5000 мин-1 |
Макс. крутящий момент, Нм | 127,5 при 4000 мин-1 |
Трансмиссия: | постоянный полный привод |
Коробка передач: | механическая, 5-ступенчатая |
Раздаточная коробка | 2-ступ. с межосевым блокируемым диффер. |
Макс. скорость, км/час | 140 |
Разгон до 100 км/час, сек | 19 |
Расход топлива, городской цикл, л/100 км | 10,8 |
Размеры, длина/ширина/высота, мм | 4048/1770/1652 |
Колесная база, мм | 2450 |
Дорожный просвет, мм | 200 |
![]() |
Владимир Новицкий за рулем с 1991 года, ездит на автомобиле Suzuki Escudo |
На пресс-конференции звучали острые вопросы и критика в адрес модели. Отдадим должное ведущим специалистам GM-АвтоВАЗ: они достойно выходили из непростых ситуаций. Но одно дело – дискуссии, а реально оценить автомобиль удается только на тест-драйве.
Безусловно, в сравнении с ВАЗ-21213 стилистика Chevrolet-Niva выигрывает сильно. Плавные линии, полноценные бамперы с вмонтированными «противотуманками», гармоничный дизайн передней светооптики. Наконец-то убрали из-под капота запаску, доставлявшую водителям немало хлопот, и вывесили ее на заднюю дверь. Еще один плюс – появились нормальные боковые зеркала заднего вида. Посадка-высадка пассажиров в 5-дверный автомобиль теперь комфортнее. Признаюсь, пристрастно выискивал огрехи в зазорах между панелями; все ладно скроено и подогнано на «отлично». Приятно удивили двери: они закрываются с характерным для хорошей иномарки глухим щелчком – без металлического лязга, присущего изделиям отечественного автопрома. Салон стильный и просторный, всюду современные качественные материалы отделки. Все-таки не удержусь от замечания по поводу матерчатых вставок на дверях. Непрактично. Их стоит либо поменять на другой материал, либо углубить. От частых соприкосновений с одеждой, вставки (особенно на водительской двери) быстро потеряют всякий вид. Водительское место стало эргономичней: панель приборов лучше подсвечена, рулевая колонка регулируется по высоте. Добавьте сюда регулировку боковых зеркал, электростеклоподъемники и самое главное – гидроусилитель руля. Отопление салона превзошло все ожидания – печка отличная. В управлении Chevrolet-Niva лучше, чем прежняя «Нива», и идет она мягче – благодаря удлиненной базе. На мой взгляд, по проходимости автомобили равны. Звукоизоляция приемлема, однако шум от «раздатки» до конца устранить не удалось. Изготовителю надо теперь поработать над сервисом и поставками запчастей. Чтобы проблемы с деталями на инжекторный двигатель или с кузовным «железом» не отпугнули покупателей. Ведь многое сейчас доставляется «под заказ». P.S. Так выглядит Chevrolet-Niva в сравнении с «Нивой», которой уже много-много лет. А надо бы сопоставить ее с новым импортным внедорожником. Вот ведь как мало нам надо; российский мужик рад и прошлогоднему снегу – или модели ХХ века. Но все же… |