Кого родит «беременная антилопа»

ВАЗ-2110

Это — пятиместный седан. На него оглядываются. У этого автомобиля европейский дизайн с претензией на аристократизм. Изысканность цветов подчеркивает утонченность натуры — «лазурит», «мурена», «синяя полночь»… К тому же чистоплотен: двойное уплотнение дверей сверху и снизу надежно герметизирует проемы и бережет пороги от загрязнения. Солидность этого автомобиля видна невооруженным глазом. Вес в глазах окружающих набирает и сам его владелец. Человек за рулем такой машины подхватывает инфекцию полноценности личности(!) и свысока поглядывает из комфортабельного салона на коллег по шоссе. Даже хрупкая, миниатюрная женщина легко справится с управлением внушительного седана, прочно ощутит под туфельками педали, легко подберет удобное положение для посадки.

Это — безусловно семейный автомобиль. Дальняя поездка для экипажа в полном составе будет комфортна. Допустим, глава семьи за рулем. Рядом — «половина», она же штурман. Сзади — два чада. Помирают со скуки? Отнюдь! Они только что проворно открыли люк в спинке заднего сиденья, проникли в багажник, уже уплетают сэндвичи. Один достал кинокамеру, другой откинул широкий подлокотник и рисует. Не Ваша ли это семья?

Из рекламного буклета


Прочитайте этот уникальный словесный портрет своим знакомым и попросите их отгадать, о каком автомобиле идет речь? Ни за что не отгадают! В мыслях возникает все, что угодно — начиная от BMW последней модели, и заканчивая корейскими автомобилями, но никак ни то, что имели в виду авторы описания. Если сказать, что речь идет о «вазовской» «десятке», то многие посчитают, что наш журнал просто решил поиздеваться над этим автомобилем и вместе с ним над всеми счастливыми обладателями ВАЗ 2110. Но ничего подобного! Этот словесный портрет полностью взят из рекламного проспекта новинки компании АВТОВАЗ, правда, чтобы никто не догадался мы исключили из текста фразу: «Если по характеру Вы — лидер, а по убеждениям патриот, то ВАЗ 2110 — Ваш автомобиль».

Неизвестно, что это за такая «инфекция полноценности личности», которую должны подхватить водители этого автомобиля, но судя по всему патриотов у нас в стране в самом деле очень много. Иначе чем еще можно объяснить, что этот последний шедевр отечественного автопрома, явно страдающий комплексом неполноценности, продается в немалых количествах, и, соответственно, покупается. Но если серьезно, то патриотизм все-таки здесь не причем. Очередной всплеск кризиса, в котором наша страна находится вот уже столько лет, дал еще один глоток кислорода российской промышленности, долларовые цены на те же «десятки» упали чуть ли не вдвое, да и у покупателей особого выбора нет. Играет свою роль фактор новизны, хотя модель 2110 скорее «старинка», чем новинка. Автомобиль делали так долго, что за это время сменилось два ведущих дизайнера. Третьему дизайнеру, естественно, не с руки переделывать то, что натворили его предшественники, поэтому и получилась такая, как ее окрестили сами «вазовцы» — «беременная антилопа». Но ничего — стерпится слюбится! К тому же тольяттинские автомобили испокон любимы нашим народом, и, по-видимому, не зря. А как все это начиналось?

Когда будет писаться история Волжского автозавода, 14 января 1967 года войдет в нее одной из главных строк. В этот морозный день за селом Русская Борковка у Жигулей экипаж экскаватора Э–1251 вынул первый ковш грунта из котлована под корпус вспомогательных цехов.

Прошло немногим больше двух лет. Там, где лишь ветер гонял по степным просторам снежную метель, ни днем, ни ночью не смолкает гул моторов. Растут корпуса Волжского автогиганта.

Торопятся не только строители и монтажники ВАЗа. Множеством нитей будет связан Тольятти со специализированными предприятиями — смежниками. Ведь с главного конвейера не сойдет ни один автомобиль, если смежники не обеспечат ВАЗ кузовной арматурой, карбюраторами, деталями из пластмассы и металлокерамики и многими другими комплектующими изделиями».

«За рулем», №3, 1969 год.

По существу, в шестидесятые годы Советский Союз, вместе с приобретением завода по производству легковых автомобилей, приобрел у FIAT современную по тем меркам автомобильную промышленность, которая до этого базировалась у нас на технологиях сорокалетней давности, заимствованных у FORD. Все, начиная от номенклатуры болтов и гаек, заканчивая методами организации производства и системы оплаты труда было перенесено из солнечной Италии сначала в Поволжье, а затем распространено на многих предприятиях автомобильной промышленности по всей стране. К слову, таблицы нормалей ВАЗ (они же FIAT) используются почти повсеместно. Огромное количество комплектующих, поставляемых на главный конвейер заставило модернизировать или построить заново десятки предприятий-смежников. Впервые был создан фирменный автосервис. Да что говорить, всему этому обязано повсеместное распространение 93-го бензина, знакомство в тосолом, литолом и т. д. и т. п.

Завод в Тольятти разительно отличается от аналогичных предприятий, от того же КАМАЗа, построенного позже. Прежде всего бросается в глаза «не наша» организация труда, чистота и порядок. И, хотя на ВАЗе в ходу такая шутка: «Итальянцы запустили завод за три года, наши запустили его за три дня», прошедшие годы не до конца сломили «итальянскую закваску». Предприятие пока остается технологическим лидером российского автопрома, но отсутствие реальной конкуренции, не совсем ясная стратегия развития при успокаивающем факторе более или менее стабильного сбыта могут сыграть на этот раз злую шутку.

Жизнь города Тольятти, особенно новой «заводской» части, быт людей его населяющих тесно связан с предприятием, как всегда бывает в случае города при заводе. Огромный спрос на автомобили позволял решать многие социальные проблемы, и в «голодные» времена в конце восьмидесятых, когда даже в Москве на полках магазинов было «хоть шаром покати», работники завода имели возможность обслуживаться в заводских «Березках», ломившихся от импортных товаров. На самом заводе, по крайней мере на главном конвейере особого внимания заслуживала «итальянская кухня» — стеклянные кубы столовых вдоль конвейера с продуманной организацией системы посменного питания работников, а выбор блюд и качество приготовления могли устроить самых требовательных гурманов.

Первые автомобили сошли с конвейера предприятия в сентябре 1970 года. Что это были за машины, — отдельно рассказывать нет необходимости. Во всей стране, вероятно, не отыскать человека, кто бы не ездил в теперь уже, можно сказать, легендарной «копейке». В начале у многих были сомнения в том, что итальянский автомобиль, пусть и адаптированный к нашим условиям, хорошо себя покажет в реальной эксплуатации. Но все сомнения со временем развеялись, машина полюбилась, прижилась. Прижилось и название — «Жигули», хотя в отношении него было, пожалуй, больше всего споров. Известно, что был объявлен конкурс на лучшее имя «вазовской» малолитражки. Для иллюстрации перепетий, связанных с выбором названия, приведем письмо читателя, опубликованное в журнале «За рулем» в 1969 году:

Дорогая редакция!

…Можно себе представить, что получится, если выйдут в свет «Жигули»: «Я собираюсь купить «Жигулю»! Или: «С невыразимым чувством радости сел я за руль своей «Жигули» (а может быть, «Жигулихи»?). Начнутся языковые казусы и неудобства.

В нашем богатом языке много красивых слов, подходящих названий. Почему телевизор могут назвать «Алмаз», а для изящной легковой машины годятся только «Жигули»? Ведь можно назвать ее «Союз», «Спектр», «Максим», «Старт», «Аметист». Хорошо назвать автомобиль — это очень важно, если хотите, это полдела!

Но наша специфика такова, что официальные названия в народе приживаются редко, и в обиходе «вазовские» автомобили, как правило, носят другие имена. Однако есть исключение — «НИВА». Исключительный автомобиль не только из-за названия. О значении существования этой модели сказано немало. Стоит добавить, что FIAT долгое время сватал ВАЗу свой полноприводный автомобиль COMPAGNIOLA — не слишком удачный, с утилитарным кузовом прямоугольных форм, и, говорят, итальянцы очень обиделись, узнав о разработке на узлах легковой машины уникального внедорожника с комфортабельным салоном и приличным кузовом. «НИВА» и по сей день пользуется популярностью на Западе благодаря комплексу своих достоинств.

Но, помимо хорошего названия, другая половина дела — это хорошо сделать автомобиль. Что и говорить, по качеству волжские автомобили были всегда на голову выше других отечественных машин. Но этот показатель относителен. К тому же, качество изготовления по годам не совсем стабильно и имеет неуклонную тенденцию к ухудшению. Причин этому много: износ оборудования, устаревшие технологии. Но главная причина, все же, — отношение к производству. И зависит это, скорее, не от конкретного работника, забивающего болты молотком на главном конвейере, а от всей СИСТЕМЫ.

Гнилая система управления предприятием существует, опять же, благодаря колоссальному спросу на малолитражки, который даже в самые трудные годы не опускался ниже отметки 500 тысяч автомобилей в год. При таком раскладе делать какие-то телодвижения в направлении повышения качества изготовления и создания новых моделей для руководства просто нет смысла. Куда менее хлопотно собрать деньги с простодушных обывателей на проект «АВВА», организовать производство «ЕВРО-САМАР» в Финляндии или торговлю иномарками в рамках компании «ЛОГОВАЗ», одними словами, «срубить деньги по-легкому». Как ни странно, до сих пор не удалось «загнать» «АВТОВАЗ» по дешевке иностранцам, то бишь, найти генерального инвестора. Странно потому, что господину Беху с КАМАЗом это удалось, а капитан КАМАЗа, все же, — воспитанник «вазовской школы менеджмента», в прошлом — начальник одного из цехов в Тольятти, друг нынешнего шефа ВАЗа Каданникова.

Клубок интересов государства, частных вкладчиков — «новых» воротил отечественного бизнеса — вокруг АВТОВАЗа настолько запутан, что всем заинтересованным лицам, собственно говоря, заниматься заводом, как таковым, недосуг. Найти бы концы нитей, ведущих к власти над гигантом автопрома.

А пока все они ищут эти концы, люди работают, создают новую технику. И, надо думать, скорее во благо «обломились» проекты совместного производства с GM и другими «инвесторами», потому что такие неудачи «менеджеров» оборачиваются удачными возможностями для сохранения и развития отечественной «вазовской» конструкторской школы. «Нам то что до сохранения конструкторской школы? Были бы машины хорошие, а кто их создал — какая разница?», — спросите Вы. Признаемся, дискутировать на эту тему мы сейчас не готовы.

Минивэн ВАЗ-2110
Минивэн ВАЗ-2110

Тем не менее, именно вопреки, а не благодаря СИСТЕМЕ была разработана «НИВА». Основанная на «фиатовском» фундаменте «вазовская школа» годами постигала культуру автомобилестроения, добивалась профессионализма и собственного стиля. В результате — самое, пожалуй, удачное отечественное семейство автомобилей: переднеприводные «САМАРы». Пусть доводкой силового агрегата, переднего привода и подвески этих автомобилей занималась фирма PORSCHE (нормальная практика в современном мире), но в целом — это тот редкий случай, когда корни автомобиля находятся у нас в стране.

Опытный образец ВАЗ-1119 GAMMA
Опытный образец ВАЗ-1119 GAMMA

Далее — «десятка», «родимое пятно» переходного периода и рождение нового стиля. Конечно, лучше бы ее не было. В ней — влияние гнилой системы нашло отражение как никогда сильно. В самом деле, кто из крупных автомобилестроителей может себе позволить роскошь одновременно держать на производстве два близких по параметрам семейства автомобилей? Разве, что TOYOTA или GM, и еще АВТОВАЗ! Боссы говорят: всему виной отсутствие гибкого производства, что не позволяет оперативно перейти с выпуска одной модели на другую. Вот и растут новые корпуса заводов для производства новых моделей — не иначе среди акционеров много строителей. А кнопку «ВЫКЛ» от конвейера, где делают заднеприводные модели потеряли лет пятнадцать назад. Ничего, что «Жигули» по себестоимости в полтора раза дороже переднеприводных «САМАР».

Новая НИВА ВАЗ-2123
Новая НИВА ВАЗ-2123

А конструкторы, тем временем, никого не спрося, зачем-то удлинили старую «НИВУ», сделали минивэн «НАДЕЖДА», разные там пикапы, между делом доводят до ума новый внедорожник ВАЗ-2123. Пока руководство АВТОВАЗа будет договариваться с GM о совместном выпуске не то OPEL CORSA, не то OPEL ASTRA, у «беременной антилопы» родится «теленок» — ВАЗ-1119. Он уже на подходе, шпионские снимки этой машины под кодовым названием GAMMA стали появляться в прессе около года назад. Перспективы серийного производства, по-понятным причинам, весьма туманны, а довольно приятный внешний вид говорит, что СИСТЕМА им всерьез не занималась. Вполне возможно, что энтузиасты решатся наладить мелкосерийный выпуск этой модели. Но если в случае с минивэном «НАДЕЖДА» такой подход возможен — отсутствие отечественных аналогов оправдывает высокую стоимость ручной сборки, то GAMMA, по своей сути, недорогой массовый автомобиль. Хотя, надо думать, что и на малолитражный эксклюзив желающие найдутся.
АВТОВАЗ продолжает жить и развиваться. СИСТЕМА, наконец, занялась восстановлением разрушенной дилерской сети внутри страны, в прошлом году на 100 млн. долларов сократилась закупка импортных комплектующих в пользу отечественых, что должно поддержать цену на новые автомобили на приемлемом уровне. В феврале этого года выпущено на 19% автомобилей выше плана, а всего в 1999 году запланировано изготовить 657000 малолитражек, что является неплохим показателем. Продолжают работу конструкторы и дизайнеры — только бы им не мешали. И тогда, возможно, GAMMA будет не последним детищем «беременной антилопы».