Дизелек

Дизелек мотоцикл на тяжелом топливе

Идея мотоцикла на тяжелом топливе вызревает давно. А теперь речь уже не об абстрактной идее, а о реальном «чоппере» с турбодизелем – от малой Neander Motors, город Киль, Германия. Phillip Hitzbleck, учредитель и руководитель Neander Motors, задумал неординарный «байк» еще 6 лет назад. Поначалу он искал подходящий дизель среди готовых агрегатов, но скоро увидел, что мотор надо создавать заново. С чистого листа. Привлек инженера-новатора по имени Rupert Baindl, и тот изваял такую конструкцию, какой не видел еще никто.

Спорт-«байк» Neander
Спорт-«байк» Neander: конструктивная новизна…
Спорт-«байк» Neander
… стоимостью от 68,5 тыс. евро

Дело даже не в цикле Дизеля; что тут нового? Двигатель Р.Бейндла отличается от обычных поршневых д.в.с. 2-я (два) коленчатыми валами, смонтированными в параллель и вращающимися навстречу друг другу. Мало того, у поршней по 2 (пара) шатуна, работающие каждый со своим коленвалом; весьма причудливая конфигурация. И к чему такие сложности?

А вот: пара шатунов, которые всегда симметрично наклонены относительно оси цилиндра, освобождают поршень от боковой силы, прижимающей его к зеркалу (см. «Долгий путь к себе», «Турбо», 2002, №9). Мечта многих десятилетий: потери трения (и износ) в паре цилиндр-поршень намного меньше, что особенно значимо для дизеля, который подвергается повышенному давлению рабочих газов. Экспериментальная конструкция Р. Бейндла (для «байка» MotoGP – на бензине, разумеется) крутилась до 12 тыс. оборотов. Так что обычные для дизелей 4-4,5 тыс. мотору со сдвоенным кривошипно-шатунным механизмом ничто. Кстати, контрротация валов уравновешивает силы и моменты инерции; даровой побочный эффект.

Спорт-«байк» Neander
Патент Р. Бейндла: уникальная конфигурация

Примите к сведению: массивный одноколейник с 1,34-литровым турбодизелем способен разогнаться с места до 96,5 км/ч (60 миль) за 4,5 сек. Объявленная максимальная скорость – 225 км/ч. Показатели первой модели Neander образца 2007 года, тогда как сейчас энтузиастам предлагается уже вторая – с двигателем увеличенного литража; у нее динамика еще лучше.

Вторая модель – Neander 1400 – оснащена (как и первая) 2-цилиндровым двигателем twin воздушно-масляного охлаждения. При диаметре цилиндров и ходе поршней 108х78,2 мм (необычная для дизелей «короткоходность») рабочий объем равен 1433 миллилитрам. Два верхних распредвала, 4-клапанные головки цилиндров Apfelbeck (с диагональным расположением клапанов), система впрыска горючего Bosch common-rail, смазка с «сухим» картером. И двойной кривошипно-шатунный механизм; Neander веников не вяжет.

Двигатель укомплектован турбокомпрессором Garrett (поворотные лопатки направляющего аппарата турбины) и «интеркулером». Давление наддува (избыточное) – до 1,4 бара; со степенью сжатия 16 мотор развивает до 95 л.с. при 4200 мин-1, наибольший крутящий момент – 175 Нм. Силовой агрегат укомплектован многодисковым («сухим») сцеплением и 6-ступенчатой КПП от Aprilia RSV1000R, вторичная передача – зубчатым ремнем.

Мотоцикл собран на раме из тонкостенных стальных труб; передняя подвеска у него тоже нестандартной конфигурации. Телескопическая «вилка» с опять же сдвоенными пружинно-амортизаторными стойками Paioli. Сзади продольные рычаги и моноблочная стойка Ohlins. Резина Metzeler Marathon размером 130/60 (спереди) и 240/40 (сзади) – на 18-дюймовых легкосплавных колесах. Диски тормозов (спереди сдвоенные) диаметром 300 мм, скобы из алюминиевого сплава от Performance Machine. Сухой вес «неандертальца» – 270 кг, высота седла – какие-то 650 мм; берись за руль – и… Если средства позволяют, конечно.

Ф. Хитцблек запрашивает за «штучное» изделие от 68,5 тыс. евро (с НДС) – и представьте, покупатели находятся! А вы отдадите за такой «байк» цену классного (почти нового) «вседорожника»?