Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. II

Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. II

Фото автора

Подъезжая к Нижнеудинску, снова собираемся все вместе. Никто в дороге не потерялся и не сломался; это радует.

Воссоединенной колонной вступаем в поселок Вознесенский, что в 7 км от города. Уже поздно, но нас здесь ждут. И не кто-нибудь, а легендарный сплавщик Алексей Усков. Заслуженный путешественник России (список «пройденных» им рек впечатляет), художник (чем и известен среди земляков) и философ (его кредо: человек может жить пусть не вечно, но очень долго). В период проработки маршрута президент нашего Off Road Master Club Игорь Куликов встречался с Алексеем, как со знатоком окрестностей, и получил от него видеокассету с записью продвижения автомобиля по верховому болоту, а также карту района, где проложен наш маршрут.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Старт автоэкспедиции в Нижнеудинске
29 июля 2004 года

Знакомимся и общаемся с Усковым в местном клубе туристов с говорящим названием «Каскад». Приглашаем с собой. Алексей разводит руками: уже есть договоренность идти со сплавщиками на трудный порог. Вместо себя рекомендует проводника, отлично знающего местные условия.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Алексей Усков – заслуженный путешественник России

День в Нижнеудинске. Под «завязку» заправляемся горючим из расчета пробег до Верхней Гутары и обратно. Пополняем «продовольственную корзину». И (в который раз) проводим техосмотр автомобилей, дабы окончательно убедиться в готовности техники.

Наконец-то определилось число участников трофи-экспедиции: перепись «населения» и машин показала, что в путешествие отправляется 21 человек на 10 автомобилях. Добавляем двоих из «команды проводника» и получаем 23 участника; представительная экспедиция. Два томских экипажа запланировали для себя только II этап маршрута, на III пойдут 8 «новосибирцев».

Список экипажей
Новосибирцы
Куликовы Игорь, Валентина Toyota Land Cruiser Prado
Булгаков Олег, Абросимов Сергей Toyota Land Cruiser 80
Сухарев Александр, Нагорнов Андрей Toyota Surf
Митрофанов Евгений Toyota Surf
Селивановы Виктор, Людмила, Рождественский Артем Toyota Land Cruiser 71
Федюнин Алексей, Мирошников Павел Isuzu Bighorn
Колмогоров Сергей, Пугачев Максим ММС Pajero
Сиваракша Вадим, Панков Игорь УАЗ
Томичи
Гавриловы Сергей, Надежда Toyota Land Cruiser 80
Галузины Виктор, Анюта, Глумов Евгений ММС Pajero

Нынче с нами едет «детский сад»: 5-летняя Анюта Галузина (занята игрушками в машине или резвится на свежем воздухе во время стоянок; ни одного каприза за долгие дни совместного путешествия) и 10-летний Женька, сын нашего проводника (даже 5 минут, отведенных на сборы, ему не понадобилось: у него уже все было готово; собирает дрова для костра, ловит рыбу, тащит веревки и очень ответственно относится к прочим поручениям). Обоих отцы взяли с собой на свой страх и риск – и не пожалели. Да, в их-то годы попасть в настоящую трофи-экспедицию! О таком только мечтать!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Самый юный участник  трофи-экспедиции – пятилетняя Анюта Галузина

Нижнеудинск – городок на западной окраине Иркутской области, в 200 км от границы Красноярского края. Стоит на оживленной транссибирской автомагистрали, пересекающей его из конца в конец; чуть ли не каждый месяц здесь проходят десятки путешественников, но город все же не избалован гостями. Многие едут, не задерживаясь. Нам же предстоит именно отсюда начать отсчет II этапу путешествия. Для нас формальность, а для местных жителей – событие. Два этапа «Сибирского марафона», II и III, пройдут по территории их «земель». С Тофаларией же многие знакомы не понаслышке: одни в той стороне работают, другие отдыхают. Там отличные места для рыбалки и охоты.

Итак, 29 июля. Торжественный старт II этапа путешествия в Нижнеудинске, на площадке у городского РОСТО. Его устроители – Нижнеудинский городской комитет по физической культуре и спорту, городское отделение РОСТО. Представители местных СМИ передали «горячую» информацию на областные новостные ленты, благодаря чему о нашем старте и путешествии узнали жители Иркутской области. Наши машины украшены клубными флагами и флагами спонсоров. Площадь оживляется. Подтягиваются зеваки. Торжественная часть. Обмен приветствиями. Напутственные слова «официальных лиц». Ответное слово президента нашего клуба Игоря Куликова. Все, пора в дорогу! Быстро сворачиваем флагштоки и флаги. Садимся в машины и под прицелами фото- и видеокамер покидаем площадь.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Колонна машин с вершины перевала похожа на гусеницу

Забавная ситуация: у Виктора Селиванова заклинивает флагшток (под них приспособили обычные телескопические удочки). Быстро его сложить не получается, и чтобы не отстать и не задерживать колонну, он проталкивает капризное древко поперек салона через открытые окна. Так и поехал – с выступающими почти на метр по обе стороны «палками». Рядом – автобусная остановка… Пришлось сигналить… Надо отметить: реакция у жителей Нижнеудинска отличная – пригибаются мгновенно.

По городу нас ведет ГАИшная машина с «мигалками». Встречные авто при виде стражей порядка шустро принимают на обочину. Объезжаем вереницу стоящих автомобилей и видим… закрывающийся шлагбаум. Часть машин успевает проскочить. Дежурный, выражаясь не шахматным языком, оказывается в «матовой» ситуации и замирает в нерешительности: закрыть переезд – шлагбаум «разорвет» колонну. Пропускает. Минуты, когда наши автомобили пересекали рельсы, наверняка показались «стрелочнику» вечностью. Шлагбаум опускается за замыкающим в колонне – и через несколько секунд за нашими спинами проносится поезд…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Геннадий Павлович Сычев – наш проводник

Поселок Рубаниха. Здесь мы прощаемся с экипажем ГАИ.

Видневшиеся на горизонте в голубой дымке Саянские горы растут удивительно быстро и вскоре встают перед нами зеленой стеной. Мы у их отрогов. Въезжаем в распадок между двумя грядами. Дорога, изгибаясь, ведет на подъем; отмечаем по высотомерам. Иной раз кажется, что едем по горизонтали, но приборы показывают: все нормально, едем вверх.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Идем по направлению на Тофаларию

Здесь, в Саянах, высоких гор нет. Самая высокая точка – пик Триангуляторов (дали же название!) – не превосходит 3 тыс. м. Зато много воды: с гор сбегают бесчисленные ручьи и речки. Райский уголок для сплавщиков. Сыро. Частые дожди. Много болот. Распадки, где тысячелетиями застаивалась вода, заросли мхом; образовались верховые моховые болота. Нам еще предстоит столкнуться с ними…

Поселок Рудный. Последний «крупный» населенный пункт (примерно 30 жителей) на маршруте. Дорога смешанная: то грунтовая, то щебеночная; идет за домами. По рассказам нашего проводника, здесь аж с 1836 года добывали марганец, слюду. До перестройки трасса выглядела лучше, чем Московский тракт, – накатанная, гладкая. «Следили за ней. А сейчас все в запустении». После асфальта дорога действительно «так себе»: ухабы, камни, лужи. Разрушенные мосты, по которым мы не рискуем ехать. Ради безопасности объезжаем рукотворные преграды по воде. Скорость колонны падает до неприлично низкой – 30-40(!) км/ч.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Огромные валуны на дороге – не преграда для участников «Сибирского марафона»

Но все познается в сравнении. На обратном пути, после III этапа, та же трасса показалась нам автострадой. Разгоняйся хоть до головокружительной скорости в 30-40(!) км/ч. Мы «неслись» по ночной дороге, упиваясь ее гладкостью и скоростью движения.

А пока едем и слушаем байки нашего проводника Геннадия Павловича Сычева. Он уже на пенсии. Работал в геологии, а до того – шофером. Дорос до начальника автоколонны, которая обеспечивала транспортом организации, доставлявшие горючее, стройматериалы и продовольствие в поселки Тофаларии. Часто ездил в Верхнюю Гутару, но только по «зимникам» (оно и понятно: считается, что летом туда не добраться).

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Вода сверху. Вода снизу

Геннадий Павлович постоянно что-нибудь рассказывает, не делая перерывов в эфире (чем затрудняет сообщение между экипажами). В занимательные истории местного значения вставляет замечания типа «Осторожно, за поворотом сломанный мост!», «Лужу лучше объезжать справа» или «Проедем горку, а за ней восемь километров накатом». Сначала мы иронизируем над его комментариями. Но совпадения поражают; мы начинаем прислушиваться к советам нашего «гида» и делаем то, что он рекомендует.

 

За поселком Рудный – затяжной подъем на перевал горы Уляха. Дорога, как ниточка, уходит вверх. Оторвавшись от основной колонны в поисках выразительных планов для фотографирования, идем на штурм первыми. Подъем настолько крут, что, сидя в кабине, мы видим только небо. Разогнавшись на прямом ровном участке, по инерции лезем в гору. Постепенно скорость гаснет. Умная коробка-«автомат» плавно регулирует нагрузку. Ровный натужный рев мотора. Машина, урча, ползет в гору. Высотомер показывает 900, 1000, 1100 метров… На отметке около 1200 м подъем заканчивается. Полоска дороги рассекает «зеленое море тайги» надвое. Колонна машин сверху напоминает длинную изгибающуюся гусеницу. Фотографируем, отдыхаем и оглядываемся. Прекрасный вид на окрестные горки. Их густо заросшие лесом вершины – все примерно одинаковой высоты. Где-то вдали у горизонта виднеются странных очертаний облака; а может, там вершины гор?

Долгий петляющий пологий спуск с перевала.

В 77 км от Нижнеудинска – поворот вправо. Съезжаем с дороги на разбитую колею. По словам проводника, здесь заканчивается «приличная дорога» и начинается «направление». Ура, наконец-то мы вступаем в схватку с бездорожьем! Теперь нас ждут камни, колея, броды. Тут ходят только УРАЛ’ы. Здесь – начало категорийной дороги.

 

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Технология прохождения луж-ванн: одно колесо на бровке, другое в воде

Категорийная дорога – не пустые слова, что мы и понимаем с первых же метров. Крупные валуны. Колея под УРАЛовские колеса. Длинные глубокие лужи-ванны. Скорость, и без того низкая, падает еще. Теперь штурманам экипажей приходится идти рядом со своими машинами, «прокладывая» для них путь. Лезть в бесконечные лужи, чтобы узнать: насколько они глубоки и нет ли на дне острых камней? В «выигрышном» положении первая машина – перед ней еще что-то видно в чистой воде. Но выгода условна; поднятая по неосторожности мутная взвесь скрывает дно. Поэтому «подозрительные» лужи внимательно изучаем, обходя их по краю. Если лужа сильно «замусорена», приходится вытаскивать оттуда камни, освобождая проезд.

В нашей команде машины не равнозначные. «Тойоты» и иже с ними УАЗ с высоким дорожным просветом минуют подобные преграды легко, а вот низкие ММС Pajero, Isuzu доставляют массу хлопот своим экипажам. Пока дорога, – они едут. Встретятся препятствия – «крадутся». Чувствительны к валунам. Оберегая днища от ударов, идем перед машинами, отбрасывая крупные камни в сторону. Что за работа, когда кругом сплошные каменюки, – думаю, объяснять не нужно. В дальнейшем (по нашему плану – на начале III этапа) разобьем базовый лагерь, где останутся «слабые». Дальше пойдут «проходимые», соответствующе подготовленные машины.

Колонна из 10 автомобилей сильно растягивается. Замыкающим подолгу приходится ждать, пока не пройдут первые. Нервы не выдерживают, и начинаются поиски объездного пути или попытки проскочить вперед. Иногда удается. Но вырвавшись метров на 10-20, все равно приходится ждать, чтобы занять свое место в колонне. Такие «рысканья» – своего рода развлечения. Иногда они удачны; хуже, когда «искатель легких путей» садится так, что его приходится выручать из грязевого плена.

Вот, устав ждать своей очереди, Дядя Саша (Александр Сухарев) идет на прорыв через огромную лужу, которую впередиидущие старательно объезжали по другой дороге. «Встрял» – самое подходящее слово! Попытался вытянуть себя лебедкой, но лишь глубже погрузился в топь. Ни туда, ни сюда. На выручку рванулся УАЗ, но после безуспешных попыток сдернуть засевшего веревкой сам закопался – «разбуровил» под собой вязкую почву и крепко «сел».

Теперь выручать приходится обе машины. На подмогу «подтягиваются» два 80-х Cruiser’а с лебедками. Место узкое, болотистое. Кругом деревья. Пришлось пропиливать, чтобы занять удобную позицию. С первого раза вытянуть УАЗ не получилось. На второй попытке высокий «бобик» чуть не ложится на бок. Подбежавшие на помощь успевают повиснуть на поднявшемся борту и удержать машину. Топь неохотно отпускает добычу, и УАЗик, оставляя за собой глубокую колею, выкатывается на твердую почву. Теперь очередь Surf’а. «Бабка за дедку». Лебедки гудят от натуги. Тросы натянуты как струны. Срыв и… машина подалась. Медленно скользя по грязи, Surf движется на сушу. Его тоже приходится отвешивать – очень уж сильный крен. «Вытянули репку».

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Опасные крены. Чтобы машина не легла на бок, ее необходимо отвешивать

«Крещение» грязью остужает пыл и сдерживает стремление проскакивать вперед. В тот же день получаем еще несколько уроков. Усвоили, что такое УРАЛ’овская колея и как ее проходить. Надо двигаться одной стороной по бровке, а другой – по накату (бугорку), остающемуся между колес грузовика. Узнали, что вода в лужах разная. По температуре. Хорошо, когда вода не проточная – она теплее той, что собирается в колее, стекая из ручья или родника у дороги (и тех, и других – неисчислимое множество). Вода от них в ваннах такая холодная, что сводит пальцы.

Меняем тактику. Теперь все низко сидящие машины идут за первой, «лифтованной», водитель которой по чистой воде иной раз угадывает крупные валуны на дне. Те, что поменьше, идут за ней след в след. Опять же и штурманам вместе проще зачищать дорогу.

Сложностей и «экстремализма» добавляют дожди – короткие и проливные. Вода сверху, вода снизу. Один – с крупным градом – загоняет штурманов в машины. Лужам и ручьям теряем счет, они становятся привычными деталями пейзажа.

Уже темнеет, когда мы минуем пустую деревню Ерма. Раньше здесь жили несколько семей, работал участок заготовителей. Сейчас здесь изредка останавливаются охотники и сезонные рабочие во время сбора ореха. Решаем не останавливаться в темных неприветливых домах. Едем дальше. Очередное испытание – при попытке выбраться за деревню. Глина необычного фиолетового цвета после прошедших дождей становится ловушкой для машин. Причем видно, что и для УРАЛ’ов тут «поле боя». Горы вывернутой грязи, колеи от огромных колес – как окопы причудливого рисунка. Тычемся в разные стороны. Везде непролазная, липкая, скользкая фиолетовая глина. Понимая, что в лоб «противника» не одолеть, идем на хитрость – пытаемся пробраться по самой кромке между полем и кустарником. Есть! Первые машины проходят, оставляя после себя перепаханный и превращенный в грязь тонкий слой почвы; уже не так страшно. Длинным тросом, буксиром вытягиваем отставших на твердый участок. Кое-кто, не прибегая к помощи товарищей, проходит «линию обороны» самостоятельно. Молодцы!

Ночуем в лесу – на небольшом ровном участке, обнаруженном в темноте. От усталости просто валимся с ног. Вымотались; наше привычное состояние по вечерам на протяжении ближайших 20 дней.

Утром – снова в дорогу.

Тайга. Суровые места, суровые таежные законы. Подтверждение тому – истории, которые вспоминает проводник. Крест на кедре. На нем якобы лет 20 тому назад заготовители повесили вороватого бригадира. Прознали работяги, что «кидает» их начальник, и привели свой суровый приговор в исполнение. «А не воруй!». Крест потом жена экс-бригадира попросила вырезать. В назидание и в укор – и тем, и другим.

Полуразвалившееся строение. По словам проводника, в охотничьем домике где-то в начале 80-х нашли мертвого китайца, который занимался заготовкой лесных трав, грибов и орехов. Безобидное вроде бы дело. Но, как позже выяснилось, под маской добропорядочного Дерсу Узала скрывался «черный старатель», расхититель государственных природных сокровищ. «При осмотре вещей нашли золотишко. Много ли, мало – никто точно не знает. Говорили, как раз на спокойную старость. Шум по тайге пошел в ту пору далеко. Пытались узнать: где он столько намыл?». Но… Покойник уже не скажет. Добытое же нелегальным путем золото возвращено государству. До крупинки.

 

И плохое, и хорошее в тайге помнят долго. Какую память оставим по себе мы?

Навстречу идут УРАЛ’ы, везут на прииски вахтовиков, горючее. Встречные уже возвращаются. Дорога нелегкая: день туда, день обратно. Сутки дома – и в новый рейс. Наша скорость намного ниже, чем у них, а поэтому встречаться нам предстоит часто. Кое с кем из водителей успеваем даже познакомиться. Встречаясь, приветствуем друг друга, иногда останавливаемся поговорить. Что ждет нас там, впереди? Высокий ли уровень воды в реках? Какую погоду обещают на ближайшие дни? Ответы малооптимистичны. После прошедших в горах дождей вода значительно поднялась. Пройти-то мы пройдем (на нынешнем этапе), но достанется. Однако и не отговаривают. А уровень воды в реке непостоянный, напрямую зависит от дождей. Дождь прошел – вода поднялась, дождей нет – спала.

Благодаря УРАЛ’ам одинокими себя в тайге не чувствуем, но в любом случае надеемся только на себя.

Очередной перевал и спуск к берегу красивой и быстрой речки Мадэка. Деревянные домики. Заимка Половинка. Названа так потому, что расположена примерно на полпути от Нижнеудинска до прииска Покровский. На прииске – активная добыча золота. Круглый год туда идут машины, подвозя все необходимое. Зимой водителям положено останавливаться здесь на ночлег. Зимние дни короткие. А летом водители проходят Половинку без остановки. Успевают обернуться засветло. В любое время года, если что-то произойдет в дороге, надо «тянуть» до домиков.

Преодолеваем речку вброд, а за ней, в долине, еще несколько небольших речек и ручьев. Опять выходим на невысокий, всего 1000 м, перевал. Высоты водораздела рек Уда и Малая Бирюса. Движемся вдоль ручья Иргада. На перевале – граница Тофаларии. Но ни тебе пограничных столбов, ни обозначений. Граница условная. Скажу честно, мы рады, что наконец-то добрались до загадочной земли. Все вокруг начинает казаться необычным. Лес, камни, вода, цветы… В здешних местах в трех поселках проживает самая малочисленная народность России – тофы. Теперь наша «задача максимум» – добраться до тофаларского поселка Верхняя Гутара и вернуться обратно.

За перевалом проходим еще две речки: Первую Белую и Вторую Белую. Подходы к ним – по ручьям.

Речки, ручьи, и опять речки, ручьи. Подъемы, спуски. Счет им потерян. После очередного каменного спуска перед нами – река посерьезней какой-нибудь там Мадэки. Джугояка. Предстоит сложный брод. У самого берега глубоко, вода «по капот». Есть другой подход к реке; он помельче, но сложнее. Вязкий глинистый грунт. Что делать, если машины «засосет» на глубине?

Готовим свои аппараты к броду. Герметизируем двери. Закрепляем вентиляторы – во избежание удара «крыльчатками» об воду. Штурманы прокладывают коридор, выковыривают крупные камни со дна, намечают траекторию движения между валунами. Их проще объехать, чем убирать. Проверенная «тактика»: первой идет мощная машина. На том берегу крепим к ней длинный страховочный трос, на чрезвычайный случай. Допустим, застрянет низко сидящий автомобиль посреди реки, – придется тянуть его на свою сторону.

Выброс адреналина. Три первые машины преодолели брод. Немного успокаиваемся – не так страшен черт… Ждем остальных. Джугояка «взята»!

Метров через 50 – новый брод: Джугояка впадает в Малую Бирюсу. Дно у слияния двух рек неровное; мелкая, сыпучая галька. Валы, намытые быстрыми потоками. У противоположного берега, перед самым выездом – омут. После первого брода мы горим азартом, нам все кажется проходимым. Забыты уроки, у всех «ура-настроение». Оно, правда, быстро улетучивается после встречи с действительностью. Казалось бы, глубина нормальная, ровные камни, но не всем удается пройти; кое-кто садится, вязнет. Тяжело груженые закапываются в мелкий рыхлый камень. «Страховку», конечно же, никто и не подумал привязать. Штурманы и все, кто в сапогах, бросаются толкать машины. Буксующие колеса обливают «толкачей» фонтанами холодной воды. Пять минут – и сухих нет. Азарт борьбы. Плечо товарища. И машины преодолевают брод! Все, мы на другом берегу Малой Бирюсы!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Преодолевая броды реки Малая Бирюса – сбились на подсчетах

А впереди у нас 30 с лишним бродов. Уже вечереет. Становимся лагерем. Отдыхаем, сушим вещи.

Первый выход в эфир походной радиостанции. Радист, Максим Пугачев, передает в Новосибирск последние сводки с маршрута. Связь неустойчивая, магнитные бури забивают эфир помехами – щелчками и шипением, но удается разобрать, что за нашей экспедицией следят и с нетерпением ждут сообщений.

Сидя у жаркого костра, мы не ощущаем холода. Однако утром, перед восходом солнца, «ранние пташки» вылезают из палаток, основательно продрогшие за ночь. С удивлением обнаруживают, что вода – в чайнике, чашках, канистрах – покрылась коркой льда. Вещи, оставленные для просушки, заиндевели. На термометре -5°. Ничего себе начало августа! Короткое же здесь лето! М-да, путешествие действительно обещает экстремальные впечатления.

Но с первыми лучами солнца прогревается воздух, теплеет на душе. Оттаивают одежды и тела, испаряются грустные мысли. Пока мы складываем палатки, кое-какие из вещей даже успевают подсохнуть.

Сворачиваем лагерь и… знакомимся с нижнеудинскими ребятами, приехавшими сюда порыбачить. Они услышали о трофи-путешествии и завернули в нашу сторону. Правда, посчитали, что за прошедшее от старта время мы, должно быть, уехали намного дальше. Они с интересом рассматривают наши (на их взгляд, «хлюпенькие» для окрестных мест) машины, мы – их УРАЛ. Шедевр народного автомобильного тюнинг-творчества – «офф роад супер пупер». Лифтован а-ля Эйфелева башня. Пятисантиметровые проставки под кабину. Проставки под усиленные рессоры. Снизу уязвимые места прикрыты стальными листами. Дуга – кенгурин. Шноркель – воздухозаборник. Чтобы попасть в кабину, нужно взбираться по лестнице. Кунг утепленный, внутри – топчан. Есть и печурка-«буржуйка».

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Вид «проставок», поднимающих кабину и моторный отсек на «безопасную высоту»

Загордившись, нижнеудинские экстремалы показывают нам, как надо ездить по «ихним» рекам. Взревев двигателем и выпустив клубы дыма, автомонстр влетел в Малую Бирюсу; столб воды – выше крыши. Как торпедный катер, рассекая водную гладь, пошел по руслу. Открыв от восхищения рты, наблюдаем за ходом монстра по таежной реке. Да, с такой техникой мы уже сегодня вечером прибыли бы на финиш II этапа! Но… у нас свой интерес. Свои тоже не слабые, только мелковатые (по сравнению с местным монстром) «внедорожники». Под впечатлением от увиденного не отказываемся от предложенной на брудершафт самогонки. За знакомство! Экипаж монстра, видимо, встречу с нами начал отмечать заранее, так как после брудершафта продолжать движение оказался уже не в силах. Остается на берегу.

Едем дальше без местного сопровождения, размышляем. Автошедевр, который нас поразил, – конечно, техника серьезная. Однако ни одна, даже настолько подготовленная, машина ни разу не добиралась до поселка, куда стремимся мы. Надо понимать, что не всегда все решает техника – даже самая мощная. Нашему тезису нашлось подтверждение. Но о нем – позже.

Идем против течения по руслу Малой Бирюсы. Считаем броды: 5, 10, 15, 20… Сбиваемся со счета. Дно в основном отличное – ровный мелкий речной камень, хотя встречаются и валуны. Стараемся держаться перекатов. Там, где помельче, видны крупные камни; успеваем их обрулить. Река вьется змейкой. Шутим: наша дорога практически прямая, просто Бирюса сильно петляет. Чем выше поднимаемся, тем суровей характер реки – броды глубже, течение быстрее, камни крупнее. Штурманы день напролет проводят в холодной воде, борясь с течением. Погода не на нашей стороне. Периодически принимается лить дождь. Сверху вода, снизу вода; кажется, что нет ей ни конца, ни края. Дает о себе знать накопившаяся за день усталость. С трудом переставляем «опутанные» течением ноги. Скользкие камни на дне – ненадежная опора. Теряя равновесие, то один, то другой невольно «принимает ванну». Сухих нет. Участки суши – как островки счастья. Проехать 100-200 метров – праздник, 500-1000 – просто рай!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
«Дирижирование» штурманов должно быть четким и понятным

Но… красивые здесь места! А то и дело выглядывающее солнце окрашивает все вокруг яркими, радостными, теплыми цветами.

Примерно за 30 бродами – деревня Бухарино, отделение Тофаларского КООП зверосовхоза. Деревня – сильно сказано. Заимка. Семь охотничьих домиков и один настоящий, жилой. Несколько амбаров-складов. Постоянных жителей – двое: начальник участка Борис Александрович Прижельник и его супруга Тамара. В маленьких домиках живут сезонные рабочие, приезжающие из окрестных поселков. По-видимому, в Бухарино есть «аэропорт». Хотя явных следов авиации не видно, причастность к ней выдает высокий шест с полосатым «чулком», торчащий среди высокой травы на краю, судя по всему, взлетного поля.

От Бухарино идут «дороги» на тофаларские поселки Алыгджер и Нерха. Кстати, сюда приходят на работу жители из Нерхи – всего-то два дня пути на лошадях или оленях.

После короткого общения двигаемся дальше. Да, преодоленные броды – цветочки по сравнению с оставшимися. Предстоит пройти несколько участков не поперек, а вдоль реки. Огромные валуны. Вечернее солнце бьет прямо в глаза. Свет, отражаясь от зеркальной глади реки, слепит. Ничего не видно, даже указывающих дорогу штурманов. Подмокло сцепление на Pajero, и он встал. Прямо в воде. Зажатые между камнями, становятся машины, идущие вслед за Pajero. Ни туда, ни сюда.

Спонсоры экспедиции
Автомобильные масла NESTE-«АВТОРЕЙД»
Производственная фирма «СТРОП»
Компания «ФОТОЛЕНД»
Дизайн-мастерская «АРБАТ-ДИЗАЙН»
Выставочное общество «СИБИРСКАЯ ЯРМАРКА»
ЧП «САРЫЧЕВ»-ANTEX
ООО «РЕЛЬЕФ-ПЛЮС»
Информационная поддержка
«Авторадио-НОВОСИБИРСК»
«Радио-ШАНСОН»
«Радио НОВОСИБИРСК»
Генеральный информационный спонсор
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ТУРБО»