Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. I

Легенды Тофаларии. Путешествие за сто бродов. I

Фото автора

В психологии используют так называемый опорный тест, когда испытуемому из нескольких ключевых слов нужно дать описание тому или иному событию. Если предложить такой тест участникам трофи-экспедиции «Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии», то их ответы наверняка в чем-то разойдутся. Одним запомнились вода и камни, другим – болота и веревки, третьим – мох и лебедки. Но совершенно точно, что у всех в ответах проступят и общие понятия: КОМАНДА, СПЛОЧЕННОСТЬ, ПОБЕДА!

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»

Чем дальше в прошлое уходит наше путешествие, каждый час которого плотно наполнялся событиями – азартом борьбы и стремлением «идти только вперед», – тем острее понимаешь, что же с нами тогда происходило. Лишь сейчас, дома мы пытаемся дать взвешенную, реальную оценку проделанному – тому, что многие считали невозможным. Тому, что позволило нам гордо сказать о себе: мы – «первопроходцы».

На столе пестрой скатертью разложены фотографии, привезенные из нашей очередной, недавно завершившейся трофи-экпедиции. Каждый снимок буквально «дышит» настроением тех дней. Люди, машины, природа. Запечатленные мгновения, образы словно излучают мощную и реально осязаемую энергетику нашего приключения. Их можно пересматривать часами. Практически все, что происходило в путешествии – и трудности, и радости, – нашли здесь свое отражение. Все, что подарила наша новая знакомая, но до конца не изведанная Тофалария.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Накануне старта в прессе было много материалов посвященных предстоящему путешевствию

Тофалария – удивительная и загадочная страна. Расположенная в центральной части Восточных Саян на площади более 21 тыс. кв. км, она и в наши дни остается малоизученной территорией. С тофаларских заснеженных вершин берут свое начало 195 рек, которые, бурными потоками устремляясь к долинам, прорезают в горных склонах глубокие ущелья. Здесь бесчисленные живописные водопады и горные озера с кристально чистой водой. В лесах – несчетное множество диких зверей. Вдали от людей они чувствуют себя в совершенной безопасности. В реках и озерах – косяки сига и хариуса. Первозданная, не тронутая человеком природа.

До сих пор Тофалария – довольно обособленный район, без закрепленных границ. Здесь нет дорог. На обширной территории всего 3 поселка – Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара, где проживает около 1000 человек. Половина из них – тофалары или тофы, один из древних народов Восточного Саяна. Самая малочисленная народность России: по сведениям последней переписи населения, чистокровных тофов насчитывается около 300 человек.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Подготовка машин экспедиции никого не оставляет равнодушными

Административно Тофалария так и не оформилась в национальный округ. До середины XX в. числилась как Тофаларский район Иркутской области. Сегодня она входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области.

Подготовка к путешествию начинается задолго до старта трофи-экспедиции. Невидимая, но, без преувеличения, решающая стадия любого путешествия. Порой ремонт техники после только что завершенной экспедиции плавно переходит в подготовку к новому путешествию. Все педантично приводится в порядок. Составляются списки самого необходимого, что понадобится в походе. Добываются и самым тщательным образом изучаются карты местности, где пройдет маршрут очередной трофи-экспедиции.  Принимаются в расчет особенности тех мест. Только наивный подумает, что мы едем туда, куда ткнули пальцем на карте. Каждому маршруту предшествует выверенный и досконально изученный план действий. Дорогу надо хоть приблизительно знать и к ней соответствующим образом готовиться (хотя наши «сильные» походы получились от обратного).

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
С серьезными преградами могут справиться только серьезные автомобили

Организаторы трофи-экспедиции при составлении маршрута разделили его условно на 3 этапа. Первый – от Новосибирска до Нижнеудинска (по трассе каждый вправе продолжить путь, к примеру, на Байкал – самостоятельно). Второй – от Нижнеудинска до прииска Катышный (сложный, но проходимый). Третий – от Катышного до пос. Верняя Гутара (самый сложный, еще никому не удавалось пройти его летом) и обратно. На случай полной непроходимости III этапа оставляем для себя запасной вариант – экстремальный поход через Тыву на Алтай.

Приобретается, ремонтируется, восстанавливается техника. Закупаются продукты и запчасти. Проветривается, латается, обновляется туристическое снаряжение. Сверяются карты. Сушатся сухари. К старту набирается такое количество «нужных» вещей, что требуются немалое мастерство и изобретательность, чтобы аккуратно разместить накопленное барахло в машине.

Однако сколько времени ни отводи на подготовку (о, непостижимые, странные и загадочные принципы теории относительности!), его все равно не хватает. Каждый год выходит так, что подготовка идет буквально до самых последних минут перед стартом. И все равно кто-то что-то не успел, кто-то что-то не сумел… И мы уже понимаем – борьба бесполезна, надо все воспринимать как должное! Аккуратность и опыт приходят со временем.

Накануне старта – бессонная ночь. К утру все собраны – и машины, и участники. В глазах родственников, провожающих и представителей прессы мы обязаны выглядеть героями, которым все нипочем. А так охота поспать…

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Колонна машин трофи-экспедиции выезжает за пределы Новосибирска

И вот 26 июля 2004 года. Старт трофи-экспедиции «Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии». Площадь перед цирком, традиционное место стартов наших экспедиций, украшенная клубными флагами и флагами экспедиции. Нарядные автомобили. Праздная публика, праздничное настроение. Если честно, проводы всех нас порадовали. Из года в год наше путешествие приобретает известность и по праву становится одним из значимых событий в летней спортивной жизни Новосибирска. В подтверждение – журналисты практически всех печатных СМИ города, радиожурналисты и телевизионщики. Вопросы, вопросы… Что такое Тофалария? Где она и зачем мы туда едем? Что хотим увидеть или испытать?

К сожалению, на многие из вопросов пока нет точного ответа. По большей части маршрута мы едем в неизвестность. Конечно, кое-какие разрозненные сведения у нас есть, но вполне картина прояснится только на месте.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Пикник у обочины

Сколько машин и людей собирается в путешествие? Вопрос ставит в тупик даже организаторов; количество техники и численность экстремалов, отправляющихся сегодня в путь, – тайна для всех. Дело в том, что на площади вперемешку с «боевыми» машинами трофи-экспедиции стоят и «пестрые» клубные машины провожающих. Кто-то собирается с колонной преодолеть только I этап путешествия. Кто-то присоединится в дороге. В предстартовой суете подсчетом заниматься некогда. Точное число тех, кто пойдет на «категорийный» участок, узнаем, пожалуй, только в Нижнеудинске.

В путешествии «Легенды Тофаларии» помимо новосибирцев принимают участие два томских экипажа. Первый уже в Новосибирске, но на торжественном старте его, к сожалению, нет. На трассе между нашими городами у томского Mitsubishi Pajero «полетел» редуктор заднего моста. Лишь вечером, накануне старта, с горем пополам, он добрался до Новосибирска. Нужен срочный ремонт. Совместно с нашими ребятами томский экипаж объездил почти все работающие до позднего часа авторазборы, и… удача улыбнулась: нашли то, что надо. Правда, за ночь отремонтировать машину не удается, и работать придется еще и днем. Когда у них все наладится, постараются догнать основную колонну. В поддержку томичам оставляем одну из наших машин. Второй томский экипаж присоединится к нам под Мариинском.

Ровно в 11.00 дается старт. Трофи-экспедиция «Сибирский Марафон-2004. Легенды Тофаларии» началась. В сопровождении милицейских машин с включенными проблесковыми «маячками» пестрая вереница «внедорожников» устремляется за город.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»
Экипаж №13 Ополоснуть руки в Байкале на этот раз не удалось

Короткая остановка в пригородном поселке Мочище. Заезжаем на небольшое поселковое кладбище. Здесь похоронен наш друг, член клуба, журналист, режиссер, путешественник, альпинист – Александр Горюнов, в 2002 году погибший в горах Тянь-Шаня при попытке покорения пика Победы. Возлагаем к его могиле венок. Поминаем Сашку минутой молчания. Прекрасный человек. Пусть земля ему будет пухом!

…И опять дорога. Машин значительно поубавилось – за счет повернувших домой провожающих. Разбиваем оставшуюся, но все еще длинную колонну на несколько небольших групп, которым предстоит двигаться по трассе самостоятельно. Все вместе мы теперь встретимся на ночевке перед Ачинском на реке Чулым.

Недалеко от Кемерова «нас» становится еще на две машины меньше. Идущая на I этап Toyota Surf новичков клуба под говорящим №13 терпит серьезную поломку – пробит картер. Через приличную дырку в моторе на асфальт сбегает все масло. До Байкала не доехал. Утешает, что неприятность случилась почти рядом с домом; эвакуироваться не так сложно. Еще раз убеждаемся, что мелочей при подготовке нет; все надо проверять и перепроверять. Экипаж «тринадцатого» расстроен обломом, точнее, – «пробоем», но вида не подает. С ними остается экипаж их друзей, а все вместе они намерены весело провести время. Желаем им хорошо отдохнуть, а сами мчимся дальше – надо спешить.

«Сибирский марафон-2004. Легенды Тофаларии»

Движение по трассе после нескольких бессонных ночей подготовки дается нелегко. Мучительная борьба со сном – в каждой машине. Глаза, неподвластные воле, закрываются сами собой, накрепко склеивая веки. Монотонный гул мотора и ровная дорога убаюкивают послаще колыбельной. Бодрим и веселим друг друга переговорами по рации. К примеру, кто какие видит (видел) «глюки». Про бородатого старичка, стоящего у обочины, а потом прямо на ходу усаживающегося на капот машины. Или про водолаза, перебегающего  дорогу перед машиной там, где и лужи-то поблизости нет… Вспоминаем веселые истории из жизни и прошлых путешествий.

Добираемся до места первой ночевки уже в темноте. Ставим палатки и валимся спать без задних ног. Даже с известнейшей в наших кругах личностью – пилотом знаменитой «красноярской шишиги», участником известных трофи-путешествий («Ладога», «Арктик-трофи») Андреем Китаевым нет сил вести долгие разговоры. Мы просто «никакие» собеседники, да простит он нашу необщительность.

Следующий день запомнился «преодолением» Красноярска. Наш новый  друг из самых благих побуждений предложил быстро провести нас через город напрямую, чтобы не тащиться по долгой «объездной». Отказать неудобно, и мы даем согласие. Последующую гонку запомним надолго! Он на легком УАЗике рассекает впереди, мы на перегруженных Toyota’х да Isuzu’ках еле поспеваем за ним. Пугая местных водителей, объезжаем «пробки» по «встречке». Не успевая проходить под «зеленые» сигналы светофора, идем под «красные». Срезая перекрестки, карабкаемся на бордюры… И уже совсем бестактно подрезаем модную BMW с мигающим синим «маячком», заставив ее остановиться и пропустить наши машины, спешащие к новым приключениям.

Признаю, Красноярск мы действительно пересекли БЫСТРО!!!

Вечером того же дня мы прибываем в Нижнеудинск, откуда начнется отсчет II этапу нашего путешествия.

Спонсоры экспедиции
Автомобильные масла NESTE-«АВТОРЕЙД»
Производственная фирма «СТРОП»
Компания «ФОТОЛЕНД»
Дизайн-мастерская «АРБАТ-ДИЗАЙН»
Выставочное общество «СИБИРСКАЯ ЯРМАРКА»
ЧП «САРЫЧЕВ»-ANTEX
ООО «РЕЛЬЕФ-ПЛЮС»
Информационная поддержка
«Авторадио-НОВОСИБИРСК»
«Радио-ШАНСОН»
«Радио НОВОСИБИРСК»
Генеральный информационный спонсор
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ТУРБО»