Передний, задний или полный?

Передний, задний или полный?

Получив долгожданное водительское удостоверение, вам не терпится с гордостью предъявить его откозырнувшему сотруднику ДПС, сидя за рулем только что купленного автомобиля. Мне тоже! Но для начала давайте вместе определимся, какой все-таки автомобиль вам нужен. Немаловажный вопрос.

Существует мнение, что есть автомобили для мужчин – и для женщин. И вот уже газеты и журналы спешат рассказать читательницам, какую очаровательную «кнопку» они могут приобрести в том или ином салоне. Нет, и еще раз нет, господа журналисты! Возможно, менеджер в автосалоне и скажет, что автомобиль особенно хорош для дам, но продуцент старается избегать таких определений. Зачем ему заведомо сужать рынок сбыта и терять покупателей-мужчин, которым «по карману» компактная модель? Выбор автомобиля – вопрос вкуса, функционального соответствия, наконец, лояльности к марке.

Итак, мы задумались о покупке автомобиля. И тут выясняется, что марок столько… Одна лучше другой. Так что же выбрать? Вообще-то новый, исправный автомобиль любой марки стоит своей цены. При условии, что вы не станете требовать от него невозможного.

Порой срабатывает зрительное восприятие: любовь с первого взгляда. Красивая, блестящая, с обалденным звучанием 12 динамиков, с тюнинг-обвесом – вот она, машина моей мечты! Деньги – не вопрос. Все, купили – ура! Увы, съездив пару раз на дачный участок на берегу реки, вдали от нормальной дороги, вы начинаете понимать, что машина не совсем для вас. На кузове появились царапины, зацепили бампером валун… Да и в салоне всем семейством тесновато.

Чтобы подойти к делу ответственно, давайте вспомним, что по типу привода легковушки делятся на 3 группы:

• переднеприводные, когда крутящий момент двигателя передается на передние колеса, которые и приводят автомобиль в движение;

• заднеприводные, когда тяга транслируется на ведущие задние колеса;

• полноприводные – ведущие все 4 колеса: и передние, и задние.

Машины с разными типами привода ведут себя на дороге неодинаково. И при выборе авто – для дамы или для джентльмена – прежде всего невредно принять во внимание особенности его трансмиссии.

Переднеприводные  автомобили

К их плюсам отнесем легкую управляемость в более или менее нормальных условиях. «Чайник» за рулем переднеприводного автомобиля пройдет поворот гораздо уверенней и быстрее, чем на заднеприводном (именно «чайник», а не мастер спорта). В повороте надо только посильнее давить на «газ», и передние колеса вытянут. Но будьте внимательны и не допускайте сноса передних колес: справиться с ним порой сложнее, чем с заносом задних.

На таком автомобиле вы сможете уверенно двигаться по снегу и гололеду. В таких условиях пройдет, скажем, переднеприводная Sonata с одним пассажиром на борту и обычной универсальной резиной, тогда как Маrk II с задними ведущими не справится, – если не надеть шипованные покрышки и не положить в багажник бордюрный камень.

Они способны «ползать» по проселочным дорогам без риска погнуть продольный карданный вал, так как его просто нет, или разбить поддон коробки передач, так как она расположена спереди, между передних колес.

У них обычно емкий багажник, ведь балки заднего моста нет.

Еще к плюсам отнесем пониженный уровень шума в салоне, поскольку под ним ничего такого не вращается, типа карданного вала.

Теперь о минусах. Под капотом обычно все упаковано так, что при ремонте разбирать двигатель приходится «послойно».

Полуоси – слабое место переднеприводньх автомобилей. Шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) с их легкоранимыми пыльниками не повышают надежность конструкции. Надо сказать, еще ни один ШРУС не «захрустел», пока у него целый пыльник; порвался пыльник – ждите «хруста».

Переднеприводник с полной загрузкой ведет себя на дороге хуже, чем заднеприводное авто: процент нагрузки на передние колеса, а, следовательно, сцепление с дорогой, снижается. Передние колеса держат около 60% веса пустого автомобиля, с пассажирами – только 50%, а если загрузить и багажное отделение, то и того меньше. Поэтому, если бросить в багажник килограмм 80, то на заснеженном подъеме вы вряд ли тронетесь. Хотя некоторые преодолевают-таки подъем… задним ходом.

переднеприводная Honda Prelude
В повороте у переднеприводной Honda Prelude произошел занос задних колес, поэтому вытягивают передние

Итак, передний привод лучше для автомобилистов, не располагающих богатым опытом вождения. Особенно если они не собираются самостоятельно обслуживать машину и не намерены возить на ней тяжелые грузы.

Заднеприводные автомобили

У таких машин мотор спереди, а ведущие колеса задние – так называемая «классика». Иной раз, правда, и двигатель переносят из-под капота в задний свес – или монтируют в базе перед задней осью. Однако теперь такие конструкции встречаются нечасто (а когда-то Volkswagen «жук», наши «горбатый» и «ушастый»…). Полногабаритные машины чаще делают заднеприводными – в «классической» компоновке, среди моделей прежних лет таких немало. Задний привод присущ также автомобилям с претензией на спортивный характер (обычно 2-дверные). При всей их «старомодности», заднеприводные машины хороши при перевозке тяжелой поклажи. Другой вопрос, что в багажнике того же Маrk II вам не удастся поместить много груза.

Задний привод даже при не самом мощном моторе позволяет проходить повороты с управляемым «силовым» заносом, но тут необходимо определенное водительское мастерство. Когда видишь, как Тоуоtа Altezza эффектно (с проворачиванием колес и рысканием по дороге) стартует с места, ясно – за рулем энтузиаст «дрэг-рейсинга». Хотя до «сотни» такая машина вряд ли разгонится быстрее переднеприводной. Правда, при условии, что они не «заряжены», и под капотами обеих стоят сравнимые двигатели, причем ни той, ни другой совсем не обязательно визжать резиной.

По мнению специалистов автосервиса, заднеприводники проще в ремонте.

Теперь о минусах.

У автомобилей с задними ведущими управляемость сложнее, чем у переднеприводных; она требует известной водительской квалификации. Для новичка особенно опасны непростые ситуации на скользких дорогах. Здесь главное – правильно работать рулем и «газом» и мягко выравнивать автомобиль, не допуская его «раскачки» на траектории. Читайте в «Турбо» – у В.Д. Жигулина (например, в №4 на стр. 34).

задний привод BMW
Ренессанс заднего привода – даже в компактных моделях

Второе: как и переднеприводники, в ненастную погоду они не вполне подходят для дачных направлений: недолго забуксовать и засесть посреди лужи. И третье: ограниченный объем багажника.

Полноприводные автомобили

Это более сложные, более дорогие автомобили; к тому же довольно «прожорливые». Важно определиться с терминологией, поскольку для любого транспортного средства AWD и 4WD  означают в общем одно и то же. Говоря обобщенно, AWD подразумевает постоянный или автоматически подключаемый полный привод, а 4WD – полный привод, подключаемый и отключаемый вручную. В автомобильной индустрии эта терминология обычно соблюдается, но не во всех случаях. У большинства автомобилей 4WD ведущими по умолчанию служат задние колеса, а передние подключаются (специальным рычагом или кнопкой) лишь иногда, и машина становится полноприводной. Другой вариант – наоборот: в норме ведущие колеса передние, а задние подключаются эпизодически. Такие машины обычно обозначаются просто 4WD: например, переднеприводная Toyota Саrib или заднеприводной Suzuki Escudo.

Tucson
Электроника отключает режим 4WD на скорости свыше 40 км/ч
Subaru с полным приводом
Легендарный Subaru с полным приводом

У полноприводников общая головная боль: в режиме 4WD какие-то колеса проскальзывают и теряют сцепление с дорогой. Дело в том, что на непрямой траектории левые и правые, передние и задние колеса проходят неодинаковый путь (повороты, неровности дороги, да и диаметры колес хоть чуть-чуть, да различаются), а связаны передний и задний мосты жестко. Если включить режим 4WD, чтобы преодолеть ледяную корку на дороге, автомобиль может вынести на встречную полосу, так как какие-то колеса просто вынуждены буксовать. А значит, потеряно сцепление с дорогой, восстановить которое на гололеде совсем не просто. Если включить 4WD на сухой дороге, возникает пробуксовка отдельных колес. Трансмиссия (карданные валы, шестерни и т.д.) работают под повышенной нагрузкой: износ и пр.

Заметим, что правое и левое колеса (и спереди, и сзади) также катятся разными радиусами, и чтобы избежать пробуксовки, посреди моста (в картере главной передачи) размещают нехитрый механизм, который и предотвращает пробуксовку. Механизм называется межколесным дифференциалом. Все хорошо, но… Попадет одно из колес на лед, и машина буксует, хотя другое катится, допустим, по сухому асфальту. А дело в том, что обычный (свободный) дифференциал передает момент только на то колесо, которое легче вращать, причем проходимость резко ухудшается. Чтобы такого не происходило, издавна применяют блокировку дифференциала – обычно автоматическую. Или ставят диффер повышенного трения – как, например, у ММС Lancer.

В трансмиссиях полноприводных автомобилей применяют еще один дифференциал – межосевой. Надпись 4WD full time значит, что полный привод у машины постоянный.  Хотя иногда производители пишут это ради красного словца. На такой машине момент от двигателя постоянно передается на все колеса: никакой перегрузки трансмиссии, никакой пробуксовки на гололеде, цепкое держание дороги. Но если поставить 4WD full time передними колесами на лед, а задними – на асфальт, то автомобиль, скорее всего, забуксует и с места не тронется. Поэтому обычно предусматривают блокировку межосевого дифференциала – автоматическую или принудительную. Блокировка превращает машину в обычный «вездеход» 4WD – с перегрузкой трансмиссии на сухой дороге и пробуксовкой колес на гололеде. У многих автомобилей диффер блокируется автоматически: вискомуфтой или многодисковым сцеплением (как в коробках-«автоматах»), которые под давлением масла повышают трение в дифференциале. То есть почти то же, что и в межколесных дифференциалах. Такой автомобиль и в самом деле становится «проходимцем» – практически независимо от вашего опыта и умения. Конечно, «вездеход» гораздо дороже, прожорливее и сложнее в ремонте. Зато вы сможете выехать на нем в сильный снегопад, даже не обладая особенным опытом вождения в тяжелых дорожных условиях.

внедорожник Land Cruiser
Настоящему внедорожнику Land Cruiser многое по плечу

Не всякий полноприводник – настоящий «вездеход», поэтому, забираясь на какую-нибудь заснеженную сопку, не обольщайтесь исключительной «проходимостью» вашей машины. Мало того, подчас в жертву вроде бы проходимости приносят и комфорт, и объем багажника, и динамичность, и экономичность. К тому же иные, – на первый взгляд, – натуральные «джипы», на самом деле к таковым не относятся.

Мнение мастера автосервиса с 15-летним стажем:

– Кia Sportage или Jeep Cherokee – наиболее яркие имитации «вездеходов» – довольно плохо переносят наши дороги. Из «вседорожников» чаще всего в ремонт попадают ММС Раjero и Тоуоtа Surf. Раjero с двигателями 4D55 и 4D56 в списке идут с хорошим «отрывом». Реже всего ремонтируются Nissan Safari и Тоуоtа Land Cruiser. Причем автомобили ранних лет выпуска к нам просятся даже реже, чем новые. Из полноприводных легковушек крепче всех, конечно, Subaru, за ним тут же идет Тоуоtа Саrib. Ну а чаще других в ремонт попадает ММС Lancer 4WD. У полноприводных автомобилей, особенно у «джипов», дефектов гораздо больше, чем у обычных машин, хотя сошли они с одного и того же конвейера. Объяснение, видимо, в том, что «вседорожниками» пользуются азартные люди – романтики, охотники, рыболовы. И если начало охотничьего сезона совпадает со сроком очередного техобслуживания, то они, скорее всего, пожертвуют сервисом. Какая смена масла, когда охота! К тому же мощный «внедорожник» придает столько мужественности водителю, когда тот катает спутницу по прибойной полосе на пляже. Поэтому у полноприводников в мостах и редукторах вода, передний мост включается с трудом, а в  ступицах грязь вместо смазки. Доводка «до ума» подержанного «джипа» требует больше усилий и энергии, чем обычной легковушки; да и запчасти гораздо дороже.

Надеемся, «введение» в тему поможет новичкам разобраться, какой же автомобиль им нужен. Стоит принять во внимание местные дорожно-климатические условия. И если уж говорить о дамах, полный привод в солнечной Сибири как нельзя кстати. Да и с точки зрения безопасности и личного пространства лучше полногабаритный автомобиль. Меня уже не удивляет, что многие дамы предпочитают «внедорожники». Мало того, все чаще останавливают свой выбор на Land Cruiser. Розового оттенка.