Электрический заряд

Электрический заряд. Mitsubishi Colt EV

Автомобилестроители неустанно экспериментируют с прототипами, оснащенными альтернативными силовыми агрегатами. «Гибридными», с топливными элементами (ТЭ) на водороде – или попросту двигателями внутреннего сгорания на водородном топливе. Не забывают и о классической схеме: тяговый электромотор, питающийся от мощного аккумулятора (см. «Индийский hi-tech», «Турбо», 2005, №5; «На троих», 2004, №11; «ВАЗ в Париже», 2004, №10; «Продвижение», 2004, №9; «Водород», 2004, №6). Вот и «три бриллианта», не оставляя работ над «гибридами» и автомобилями с ТЭ, настойчиво продвигаются в сторону коммерчески реального электромобиля.

Последнее достижение Mitsubishi Motors – экспериментальный Colt EV (electric vehicle – электромобиль), созданный на базе серийной модели. Из компактного 5-местного «кольта» выкинули д.в.с. (вместе с трансмиссией) и бензобак. Под задними сиденьями разместили высокоэффективный литий-ионный аккумулятор (такие применяют в «мобильниках» и карманных компьютерах): 22 «банки» габаритами по 194 x 175 x 116 мм запасают до 40 а-час электроэнергии при напряжении в сети 325 В. Тяговых электромоторов аж 2 и установлены они прямо в (задних) колесах! Так называемое мотор-колесо, когда ненужными становятся не только трансмиссия и главная передача с дифференциалом, но и полуосевые валы.

Экспериментальный Mitsubishi Colt EV
А с виду обычный Colt…

Правда, электродвигатели (со встроенными понижающими редукторами) падают тогда на неподрессоренные массы подвески, что не улучшает ни плавность хода, ни держание дороги. Чем-то приходится жертвовать. Зато при 2-х моторах появляется возможность играть тягой по левому/правому бортам – подобно тому, как делают с тормозными усилиями продвинутые ESP и пр. Так что Colt EV – не передне-, а заднеприводный автомобиль! Недолго, кстати, встроить электродвигатели во все 4 колеса и превратить его в полноприводный. Что и предусмотрено у MMC программой дальнейшего развития EV.

Тяговый электромотор Mitsubishi Colt EV
Тяговый электромотор в сборе с редуктором и дисковым тормозом

Максимальная мощность двигателя – 20 кВт, крутящий момент на выходном валу достигает 600 Нм. Каждым из них индивидуально управляет тиристорный контроллер; суммарная мощность моторов Colt EV достигает 55 л.с., а крутящий момент (на колесах) – целых 1200 Нм. Снаряженный вес машины – 1150 кг, объявленная максимальная скорость – 150 км/ч. Остается зарядить аккумулятор (время подзарядки не указано), и – вперед и с песней! Заряженный «кольт» способен пробежать до 150 км (в стандартном японском режиме 10-15); немного, но аккумулятор настолько компактный, что нет вопроса разместить на борту и 2 таких же. То есть, вопрос есть: цена. Литий-ионные накопители влетают в копеечку, – не говоря уже о контроллере, электромоторах и пр.

Экспериментальный Mitsubishi Colt EV
Литий-ионный тяговый аккумулятор не занимает полезного места. Под полом багажника – тиристорный инвертор-контроллер. А спереди освободилось дополнительное погрузочное пространство

В сущности, электромобили – альтернатива транспортным средствам на «альтернативном» водородном топливе. Так и так водород предстоит получать электролизом воды; два разных способа запасания на борту энергии от одних и тех же электростанций. И какой из них предпочтительней, покажет жизнь. А тем временем многозарядный «кольт» выходит на большую дорогу.