Другая Америка

Другая Америка

Фото автора

«Газ» в пол, огонь и рокот из мощного выхлопного патрубка, кричащий винил, оглушающая музыка, «отвязные» парни и девчонки. Место действия – Голливуд или около. Но по большей части провинциальная автомобильная Америка – совсем другая. Вполне уютная и безопасная.

В октябре я побывала в Соединенных Штатах Америки с деловой командировкой: изучение опыта заокеанских коллег по изданию газет и журналов. Основными городами, где проходила стажировка, были Солт-Лейк-Сити и Лас-Вегас. О деловой части поездки я расскажу позже, а сегодня хотелось бы поделиться  с читателями наблюдениями об автомобильной Америке: о водителях и пешеходах, о дорогах и стереотипах…

Патриотичные американцы украшают флагами даже балконы своих домов

Начнем с того, что штат Юта, столицей которого является Солт-Лейк-Сити, расположен на юго-западе страны. Это удивительное сочетание красивых гор, жаркого лета, выжженных солнцем скалистых каньонов и… горнолыжных центров. Климат настолько сухой, что автомобили не знают, что такое коррозия. Они просто никогда не ржавеют.

Cкорость

Благодаря героям Вэна Дизеля и Николаса Кейджа у нас сложился стереотип американцев как лихих гонщиков. Ничего подобного. Допустимая скорость на трассах – 75 миль/ч (чуть выше наших 100 километров). Представьте себе федеральную трассу с усовершенствованным покрытием, не загруженную автотранспортом, где мало кому придет в голову превысить скорость хотя бы на 10 миль/ч. Мы ехали до Лас-Вегаса около 500 км. Стрелка спидометра ложилась в лучшем случае на отметку «80». И нас никто не обгонял! Закон есть закон.

Причем надо сильно постараться, чтобы на такой скорости угодить в лобовое столкновение. Скажу даже, практически невозможно, поскольку ширина разделительной полосы в среднем 50 м, а где-то и все 100. По сути, в параллель идут две 2- или 3-полосные дороги, которые соединены только развязками с мостами и тоннелями. В крайнем случае (в узких каньонах) они соединяются, но встречный транспорт движется за высокими бетонными ограждениями.

Разворотов на федеральных дорогах просто нет, к заправкам и магазинам можно подъехать только через «развязку»
Аризона. Дорога на Лас-Вегас. В узком распадке встречный поток разделен высоким отбойником

В городах скорость ограничена лимитом от 25 до 40 миль/ч. Огромные просторы плюс одноэтажное домостроение растягивают даже небольшие города по всей долине. Поэтому 10-15 миль от дома до места работы где-нибудь в высотке по центру города – вполне нормально. А если хотите жилье подешевле, то оно окажется раза в два дальше.

В этом комьюнити (районе) еще идет строительство, но дороги уже идеальные
На первый вгляд дома из кирпича или камня. Это не так. Позволить себе каменные дома могут только богатые люди
Вся Америка построена из канадского ДСП.
Вот почему в кино авто запросто таранят стены насквозь

Кстати, о скорости; когда я попыталась выяснить, где же дрэг- и стритрейсеры, как можно попасть на их тусовку, то услышала, что это все кино. Хотя ближе к Лос-Анджелесу есть такое дело (как и тюнинговые фирмы), но опять же – в рамках закона.

Объездные дороги

Чтобы быстрее выбираться из центра, американцы построили объездные дороги без светофоров; и опять же – никакого встречного транспорта! Хотя территориально остаешься в городе, но скорость здесь уже возможна как на трассе.

Как и в других странах, крайняя правая полоса отделена сплошной линией; даже из «пробок» туда никто не въезжает, она предназначена только для аварийных остановок. Мне так и не удалось сделать снимок огромного автомолла – с высокой эстакады, где проходила объездная дорога; остановиться просто так нельзя.

Рано утром, покинув свой одноэтажный район, мы вырываемся на дорогу, ведущую в «даун таун», и попадаем в плотный, медленно ползущий поток. «О-о!», – восклицает Майк, наш обаятельный водитель, и принимается технично перестраиваться в левый ряд. Надо сказать, у американцев привычное жизненное пространство шире, чем у нас. Там не принято подходить к собеседнику ближе, чем на метр. Так и с автомобилями: даже в «пробке» они двигаются на расстоянии одной-полутора машин друг от друга (вдруг кому-то понадобится перестроиться).

Любопытно, что крайнюю левую полосу тоже никто не занимает – даже в напряженной ситуации. Там едут только те автомобили, которые везут пассажиров – одного или нескольких. В основном у каждого в семье свой транспорт, все ездят в одиночку. А тут пассажир, который по какой-то причине оставил свой авто дома и, тем самым, не усугубил дорожную обстановку. Вот так – ни много, ни мало. Полагается привилегия. Вот и Майк с двумя пассажирами в салоне быстро перестроился через 4(!) полосы, и мы добрались до центра города, не застряв в «пробке». Удивительно, но никто не нарушает правила!

Еще одно забавное наблюдение. Ездить приходилось довольно много и с разными людьми. Но практически никто не доверяет боковым зеркалам: при перестроении быстро вертят головой, чтобы вписаться в просвет на дороге. Словно едут не на «кадиллаке» или «крайслере», а на телеге.

Мотоциклы и другое

В Америке слова «мотоциклист» и «безбашенный» совсем не синонимы. Любят американцы большие солидные байки, причем водят их тоже солидные — не только по комплекции, но и по возрасту – дядьки. «А как же скорость?», – спросите вы. Правильно, совсем на безлюдных дорогах – возможно, но в городе или на трассе – ни-ни.

Когда снега нет, по горнолыжным склонам на квадроцикле в самый раз!

По пути в  Лас-Вегас мы познакомились с Ричардом Алричем. Он оказался отчасти нашим коллегой: у него типография в Калифорнии и небольшой бизнес на юге Юты как интернет-провайдера. О его увлечениях можно судить по набору транспортных средств: пара внедорожников (один из них, ясное дело – пикап), трейлер для путешествий, лодка, мотоцикл и самолет. Ричи живет один в горах и любит в свободное время прокатиться с ветерком на байке. Не подумайте, что он сноб. Простой парень (хотя ему 56, но в Америке они все – парни!), несмотря на то, что был занят починкой бензопилы, не отказал себе в удовольствии одеться в «косуху» и кожаные штаны и попозировал перед камерой для русских друзей.

Весь антураж гостиной  Рич оформил в стиле вестернов. Этакий салун времен золотой лихорадки
Мотоцикл – одно из увлечений Рича

В единстве с природой

Надо сказать, американцы свою природу любят и лелеют. Они очень гордятся удивительными уголками природы, которыми их щедро одарила земля. Только в штате Юта располагаются 7 национальных парков с живописными каньонами, которые мы не раз видели в фильмах типа «Золото Маккены». Чтобы дороги, которые серпантинами вьются среди лунного скалисто-красного пейзажа, не выбивались из общего контекста, их… покрасили коричневым! То есть, в асфальт добавлен какой-то специальный пигмент, который не вымывается и не выгорает на солнце. Покрытие – идеальное. Такое впечатление, что асфальтоукладчик ушел отсюда незадолго до нашего приезда!

Каньоны – это национальные парки. Потрясающей красоты горы из красного и белого песчанника. Время
Время, ветер и солнце творят чудеса
В этом национальном парке даже асфальт другого цвета

Одна, но верная любовь

Пикапы – вечная любовь и привязанность американцев. Своего рода национальный брэнд, как индейцы и ковбои. В мегаполисах на них не ездят – парковаться невозможно. А чем дальше на запад – каких только грузовичков не встретишь! В транспортном потоке в среднем 3 из 10 машин – пикапы. И половина из них «лифтованные»! Довелось как-то увидеть Ford Excursion пикап, поднятый на добрые 7-10 см. Изумление нарисовалось даже на лицах наших американских друзей: вырезы для колес, по высоте сопоставимые с арками седельного тягача!

Лифтинг внедорожников на юго-западе гораздо популярнее тюнинга для стрит-рейсинга
В каждой семье одна из машин обязательно внедорожник
Общественного транспорта мало, но он есть. Проезд в трамвае стоит $1

Причем у каждого своя причина для приобретения грузовичка. Одним удобно возить продукты (которые обычно закупаются крупными партиями раза 2-3 в месяц), другим – лодку или снегоход и т.д.

Есть такие места, где бережно сохраняется исторический стиль. Обратите внимание, сколько внедорожников

Пешеходы и водители в Америке

Законопослушные они, никто не нервничает за рулем, спокойно пропускают пешеходов и другие автомобили. Если перекресток без светофора, то пешеходы берут в руки красный флажок и пересекают проезжую часть. Флажки находятся на столбах у обочины. Заметьте, их никто не уносит с собой!

Попользовался флажком – оставь другому

Мы привыкли думать, что в Америке и Европе непростые взаимоотношения между людьми: каждый за себя, и метлу или лопату возьмет в руки, только если ему заплатят. На самом деле там множество общественных объединений и клубов, которые организуют какие-то акции, типа забытых нами «субботников». Добровольцев встречаешь в самых неожиданных местах. Как-то днем вижу на дороге женщин в светоотражающих жилетах. Интересуюсь у американских спутников. Оказывается, на нерегулируемом перекрестке дежурят волонтеры из числа местных жителей: переводят через дорогу ребятишек, возвращающихся после занятий. Кстати, тоже с красными флажками в руках. Мы-то про пионерскую символику забыли, а американцы ее сохраняют!

Грузовики и карьеры

О том, что дальнобойщики колесят просторы страны по одному, без напарников — известный факт. Я бы их назвала самыми патриотичными водителями, так как водят они по большей части американские капотники.

Довелось побывать на медном карьере впечатляющих размеров: это разрез глубиной около 1,5 км и диаметром 3 км. Его даже видно из космоса. Близко подойти к огромным карьерным самосвалам не удалось, с высоты они выглядели как маленькие жучки, взбирающиеся по серпантину разреза, зато колесо от него поражает своими размерами.

Без мощного бинокля карьерные грузовики и не разглядеть

Парковка

В центре города парковка платная, в других местах – нет. Если на пандусе пустует площадка, помеченная знаком «для людей с ограниченными возможностями», там никто и никогда не встанет, даже если свободных мест нет. Кстати, слово «инвалид» не в ходу, оно считается обидным.

Автомобили

Как говорится, все марки в гости… Любят они большие машины, что бы там ни говорили о топливно-энергетическом кризисе. Хотя VW NewBeetle или Mini Cooper тоже иногда встречаются. Каждый выбирает, исходя из симпатий, функциональности или престижа.

BMW – престижная марка. Мой друг Рик – владелец компании и может позволить себе среди прочих автомобилей иметь такую «игрушку», а также кирпичный дом в европейском стиле

Очень много «японцев». Американцы привыкли считать деньги. А в соотношении «цена-качество» японские автомобили пока непобедимы. Так, в семье Фостеров, которые принимали меня, 2 «тойоты». У Тома – Tundra, неслабый пикап со сдвоенной кабиной, у Мэри – седан Avalon.

Любой каприз за ваши деньги! В Лас-Вегасе можно арендавать все, что угодно – от Ferrari до  Hummer’а
Самый большой отель-казино Нью-Йорк
Ночью в Вегасе никто не спит. Там тоже есть общественный транспорт. Кстати, проезд на автобусе – $2
Лас-Вегас. Любителям острых ощущений. Американские горки отдыхают

Приобретение автомобиля в Америке – непростая проблема выбора. Когда видишь в первый раз автомолл, где дилеры предлагают разнообразные модели, впадаешь в легкую панику. Автомолл – город брэндов, со своими улицами и кварталами, где выставлены сотни автомобилей каждой из марок. Мы попали туда вечером: море огней, блеск эмали, от разнообразия моделей рябит в глазах. Незабываемое впечатление!

Одна из улиц автомолла

Настоящая Америка – не такая, как в кино… Она другая. Безопасная и дружественная; во всяком случае в том, что касается автомобилей и дорог.