Дорожное хозяйство: успехи и проблемы

Дорожное хозяйство: успехи и проблемы

Фото автора

В пятницу, 25 июля в Искитимском и Черепановском районах Новосибирской области прошло совещание руководителей предприятий, занятых на работах по содержанию, ремонту и реконструкции федеральных автомобильных дорог Западно-Сибирского региона.

Организовало совещание Федеральное управление автодорог «Сибирь» (ФГУ «Сибуправтодор»), являющееся представителем Федерального дорожного агентства на территории Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей. В форуме приняли участие представители департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Новосибирской области, управления ГИБДД ГУВД по НСО, руководители проектных дорожных организаций.

Речь шла об итогах работы дорожников региона в первом полугодии, задачах по подготовке к зимнему содержанию федеральных автодорог и искусственных сооружений, о перспективах развития отрасли и ее проблемах. Обсуждались также вопросы состояния аварийности и меры по ее снижению.

Перед тем как собраться в актовом зале Черепановского ДРСУ, участники совещания ознакомились с организацией и ходом работ на участках капитального ремонта автодороги (федеральной трассы) М-52 «Чуйский тракт», а также на участках, где выполнена поверхностная обработка и нанесена разметка пла-стичными материалами.

Почему совещание собрали на ремонтируемой М-52? На этой действующей трассе наряду с укладкой нового слоя асфальта ведутся уширение (где это возможно) и спрямление профиля для обеспечения требуемых условий видимости, прокладываются водоотводные трубы. Проводятся мероприятия по обеспечению полосы отвода в соответствии с ГОСТами и СНиПами. При этом стремятся свести к минимуму вырубку деревьев и выполняют рекультивацию земли с посевом трав (не видел такого даже в советские времена). Автомобилисты уже могут оценить качество ремонта в районе Искитима и станции Ложок.

Подразделения ОАО «Новосибирскавтодора», ведущие ремонт «Чуйского тракта», широко внедряют новую (импортную и отечественную) технику, обеспечивающую высокую производительность и качество работ. Так, в районе Ложка установлен французский передвижной завод по выпуску асфальтобетонной смеси производительностью до 160 т/ч. Завод можно передвинуть на новое место всего за 10 дней, причем он не привязан к посторонним источникам электроэнергии. На этом заводе специалисты «Новосибирскавтодора» освоили выпуск так называемого черного щебня, в выпускаемых асфальтобетонных смесях уменьшено содержание лещадных зерен. Используется битум пермского произ-водства (по словам технического директора ОАО «Новосибирскавтодор» Александра Михайловича Кувяткина, он гораздо лучше омского). Все это обеспечивает высокое качество и долговечность обновленного дорожного покрытия. Говоря проще, колея (как, например, на Красном проспекте Новосибирска) и выбоины не появятся очень долго.

На это же направлено применение геосетки на стыках дорожного полотна и арочных водоотводных труб, производящихся в Алтайском крае. Не последнюю роль здесь играет использование новой техники: асфальтоукладчиков, катков. Один из катков оснащен аппаратурой, которая показывает степень уплотнения асфальтобетонной смеси. Той же цели служит небольшой переносной прибор – увы, американский.

Для устройства обочины используются грейдеры со специальным навесным оборудованием, выпускаемым заводом «Бецема». Это оборудование БЦМ-73 с одной стороны увеличивает производительность труда, а с другой – сохраняет свежеуложенный асфальт: нож грейдера не царапает полотно дороги.

Ну и завершающий шаг – разметка. Здесь тоже нововведения. Как сказал на совещании первый заместитель начальника управления «Сибуправтодор» Сергей Михайлович Титов, вводится двухразовое нанесение дорожной разметки, обеспечивающее ее круглогодичную сохранность; для разметки используются двухкомпонентные пластики.

Суммируя все виденное, констатирую: дорожники держат качество выполненных работ в сочетании с высокой производительностью труда. На это нацелено и применение вахтового метода. Рабочие трудятся до 22-23 часов (случается – и до 24:00), пока позволяют погода и световой день. Кстати, не заметил ни одного «жамшута» или амазонки с лопатой.

В этом году дорожники должны сдать 27 км: первые 12 – в середине августа, 10 – в сентябре, 5 – в октябре. Кроме того, в этом же году на М-52 должны начать (и надеются наполовину закончить) ремонт еще 10 км.

Для того, кто хоть раз имел дело с лопатой и асфальтом, прогресс в дорожной области поражает. Но как сказал генеральный директор ОАО «Новосибирскавтодор» Федор Анатольевич Николаев: «Это не новые технологии, это качественные технологии»!

Может сложиться впечатление, что все гладко. Почему же СМИ пестрят негативными материалами на дорожные темы?

Во-первых, я веду речь о федеральных трассах: М-51 и М-53 «Байкал», М-52 «Чуйский тракт» (их ремонтирует и содержит ФУАД «Сибирь»). Во-вторых, проблем на самом деле много. Так, М-52 давно должна быть дорогой I категории (интенсивность движения по ней превышает 20 тыс. автомобилей в сутки). А она по всем показателям остается дорогой III категории, и только на некоторых участках подтягивается ко II категории. Капитальный ремонт эту проблему не решит, нужна реконструкция. Но реконструкция – это совсем другие деньги!

Работа на федеральных дорогах финансируется из федерального бюджета. Но и в областном бюджете закладывается увеличение расходов на дорожную отрасль. По словам руководителя департамента транспорта и дорожного хозяйства НСО Николая Николаевича Симонова, на эти цели расходуется до 10% областного бюджета. Однако здесь и третий мост через Обь (проект – январь 2009 года, сдача в эксплуатацию – 2014 год), и въезды-выезды из Новосибирска в радиусе 50 км, и многое другое. На позитив работает и проект обладминистрации по введению нормативного финансирования на содержание автодорог.

Есть проблемы с проектированием. Перестройка даром не прошла: старых специалистов уже не осталось, а молодых еще не вырастили. Так, например, при проектировании ремонта М-52 разработчики почему-то не предусмотрели обустройство объездных дорог. В итоге у дорожников – трудности с обеспечением качества, а автомобилисты матерятся в пробках, рискуя свалиться с дороги в срезанную обочину.

Есть проблемы и с содержанием дорог. Например, задержки – до 5 часов – с реагированием на изменение дорожных условий (внезапный снегопад или гололед). Поэтому ФУАД «Сибирь» рассматривает возможность при проведении новых аукционов заложить условия, при которых неудовлетворительное содержание дороги в течение двух декад влечет разрыв контракта с подрядной организацией со штрафными санкциями.

Что ж, поживем – увидим. Но все же радостно, что в дорожной отрасли налицо добрые перемены.