Чем пахнут машины?

По роду деятельности нам приходится часто тестировать новые автомобили. Они обладают разными, далеко не всегда приятными запахами. За примерами далеко ходить не надо: в салоне новенького китайского Hover‘а присутствовал стойкий «химический» запах. Откуда он исходил? Каково его влияние на находящихся в салоне людей? Субъективные, казалось бы, ощущения давали некую «информацию к размышлению» об объектах обоняния.

И мы задумались: а насколько вредны запахи в салоне и могут ли они таить в себе серьезную опасность для здоровья водителя и пассажиров?

Увы, наше предположение полностью подтвердилось.

В качестве «бесплатного приложения» к только что приобретенному автомобилю покупатель рискует получить далеко не самый приятный сюрприз. Химические вещества, которые создают тот самый специфический запах «нового автомобиля», совсем не безвредны.

Известно, что в среднем каждый автомобилист проводит внутри машины примерно полтора часа в сутки. Некоторым веществам этого вполне достаточно, чтобы причинить вред здоровью человека.

Ученые убеждены, что, надышавшись химикатами внутри салона, можно остаться без волос, потерять слух, расстроить психику и даже заболеть раком.

При длительном воздействии они способны наносить организму достаточно серьезные увечья, считают ученые из Экологического центра (город Энн Арбор, штат Мичиган, США). Американские экологи исследуют эту проблему уже не первый год. В июле сотрудники центра опубликовали последние данные.

Они «принюхались» к салонам около 220 новеньких автомобилей 2008 и 2009 модельных годов и измерили концентрацию вредных примесей.

2008 HealthyCar.org
Best & Worst Picks Vehicles
Чем пахнут машины?
Источник www.ecocenter.org

В работе ученым помогал специальный портативный флуоресцентный рентген, способный за 60 сек. разложить по полочкам весь молекулярный состав любого материала.

Основными химическими элементами, влияющими на здоровье человека и обнаруженными при исследовании, оказались бром, фтор, хлор, тяжелые металлы.

Выяснилось, что опасные химикаты выделяют: автомобильная обшивка, панель приборов, блок переключения скоростей, руль, сиденья, потолки и коврики. Каждая модель получила балл от 0 до 5. Ноль означал полное отсутствие вредных примесей в салоне автомобиля, а 5 – их наиболее опасное содержание.

Несколько автопроизводителей показали улучшение в сравнении с прошлогодними данными, включая Mazda, GM и Nissan. Больше всех постарался General Motors: за год он улучшил показатели на 27%.

Любопытно, что три из одиннадцати «вредных» машин – кабриолеты. Возглавил рейтинг токсичных автомобилей новый кабриолет Mitsubishi Eclipse Spider GT. В его материалах оказалось очень высокое содержание брома (который используют для снижения горючести материалов). Автомобильный пластик выделяет его под действием солнечных лучей очень долгое время. О воздействии брома написаны книги и сняты фильмы: он провоцирует гормональные нарушения в организме (щитовидная железа), приводит к ухудшению памяти и слуха, вызывает смертельные патологии. В черный список попали такие известные модели, как Mazda 6 и Audi TT Coupe.

Хлор, обнаруженный в большом количестве в BMW 128i, попадает в организм через легкие и кожу, может вызывать болезни почек, печени и импотенцию у мужчин. У Mazda 6 Sport Value Edition обнаружилось повышенное содержание и брома, и хлора. А в Audi ТТ Coupe экологи нашли много свинца. Он может вызвать повышенное кровяное давление, нервные расстройства плюс нарушения в работе мозга, почек и репродуктивной системы.

Из-за высокого содержания свинца в рейтинг ядовитости попала модель Mercedes E350. Там же «прописались» Suzuki Reno и Forenza, Volkswagen Beetle, Lincoln Mark и Navigator, KIA Rondo.

Владельцам Acura RDX, Smart Pure Coupe, Chevrolet HHR, BMW M5 и Toyota Camry Solara крупно повезло. Их 4-колесные любимцы оказались в списке наиболее безопасных моделей.

В России подобных исследований не проводится; а жаль. Похоже, еще не скоро дойдут у наших автоэкологов руки до здоровья нации. Мы ничего не знаем о токсичности известных и популярных моделей, поставляемых на российских рынок. Не говоря уже о родном автопроме.

Подобные исследования побудили власти некоторых стран задуматься о том, что необходимо специальными законами регламентировать безопасный уровень содержания подобных веществ – так же, как это делается для жилых помещений.

Автопроизводителям этих стран пришлось задуматься о том, как убрать из салона считавшийся раньше невинным запах. Многие из них уже предприняли конкретные шаги, чтобы если не избавиться от «аромата» нового автомобиля, то хотя бы снизить его интенсивность и наличие в нем вредных веществ.

Возможно, в скором времени автомобилисты начнут забывать об аллергическом насморке и перестанут постоянно покашливать.