Автомобили из Америки

Автомобили из Америки

Интерес к заокеанскому рынку second hand набирает обороты и в нашем регионе, вроде очень далеком от Америки. Все больше «американцев» разных мастей появляется на наших дорогах. Причин несколько: разница в курсах доллара и евро, огромный выбор подержанных автомобилей и их невероятно низкие цены.

Оговоримся сразу: на истину в последней инстанции данный материал не претендует. Просто посмотрим, как идет торговля подержанными автомобилями в Америке, из чего складывается их цена и как выглядит вся «цепочка», по которой на российский рынок из-за океана поступают автомобили. Причем вовсе не обязательно исконно американские автомобили, вроде Buick, Chevrolet, Dodge и т.д.; попадаются разнообразные «европейцы» и «японцы».

Автомобили из Америки

Как известно, для американцев машина – что телевизор или СВЧ-печь; то есть, заурядный предмет быта. Купил в кредит или взял в долгосрочную аренду, попользовался и вернул продавцу в зачет нового. А если предмет уже отслужил свое и выпал из моды, то и цена ему – грош. Если же машина попала в серьезную аварию, ее стоимость, простите за выражение, опускается ниже плинтуса. Дело в том, что, при действующих расценках, ремонт даже средней сложности зачастую обходится дороже, чем сама машина. Добавьте обязательную регистрацию битых автомобилей в каталоге Carfax, что означает «запятнанную» биографию и, как следствие, крайне низкую продажную цену.

Чаша весов

Так в чем же плюсы и минусы приобретения автомобиля за океаном?

Главный плюс – цена. Она с лихвой оправдывает доставку морем и другие накладные расходы. Не секрет, что любимые россиянами новые «мерсы» в США дешевле, чем в той же Германии.

Второе – комплектация. Американцы ценят комфорт, поэтому и автомобили у них, как правило, оснащены по полной. «Пустышки» там редкость.

Третье – широкий выбор. Ко всем известным моделям добавьте и те, что официально продаются только на территории США. Еще довод: среднестатистический американец даже на междугородной трассе выше 80 миль/час не гоняет, а значит, до предела автомобиль не нагружается.

К плюсам следует отнести и благоприятные внешние условия: мягкий климат, отсутствие суровых зим (важно, в каких именно штатах эксплуатировался автомобиль!).

Автомобили из Америки

Минус – состояние машин. Они рядовой предмет быта, отсюда и отношение: едет – хорошо, нет – вызываем техпомощь. А какое масло заливать, что за аккумулятор – кто бы голову ломал! Безусловно, не аксиома. Мне довелось поездить в Америке на фордовском Bronco, 1992 года выпуска; его не так давно купил на аукционе мой знакомый – большой поклонник модели. Bronco достался ему почти в идеальном состоянии. Новый хозяин продолжает хорошую традицию: аккуратно относится к пикапу и проводит все ТО.

Состояние салона аукционных автомобилей – тоже не предмет гордости. Судя по фото, встречаются очень неопрятные экземпляры: грязь, мусор, пятна и т.д. Минус с точки зрения экономичности – рабочий объем двигателя: если в Европе седан бизнес-класса комплектуется 2-литровым мотором, то в Штатах – не менее 2,5-3 л. Что серьезно влияет на стоимость «растаможки» – плюс расход топлива. И пожалуй, самый главный минус – отсутствие каких-либо гарантий.

Гарантии не предоставляются

Дело в том, что в США продажа автомобилей second hand поставлена на поток, и идет преимущественно через Интернет-аукционы. Поэтому выбор делается по картинкам, без придирчивого предварительного осмотра. Через соответствующие компании проходят сотни тысяч «бэушек» ежегодно. Для американских профессионалов автобизнеса (автосалоны, мастерские) вполне обычное дело приобрести машину по ее описанию и нескольким картинкам в Интернете. Они торгуются, выигрывают аукцион, оплачивают покупку (с доставкой) и лишь тогда видят автомобиль живьем. Хотя никто не запрещает познакомиться с ним раньше – пожалуйста, приезжайте на стоянку аукциона, смотрите своими глазами, потрогайте руками. Разве что толку от поездки немногим больше, чем от описания автомобиля на web-сайте. Ведь оценить машину удастся только на глаз; открывать, мерить компрессию в двигателе и заводить его, диагностировать подвеску вам никто не позволит. Нельзя – по правилам аукциона. Таков закон; не нравится – свободен…

Автомобили из Америки

Либо ты доверяешь аукциону и покупаешь автомобиль по самой привлекательной цене – на свой страх и риск, либо отказываешься. С нашим менталитетом принять такой подход очень сложно. Визуально меня все устраивает, а двигатель, возможно, «убитый». Или лонжерон повело после аварии.

Магия букв

Оценка аварийного комиссара требует отдельных пояснений. Вы не видите списка поврежденных частей, только несколько аббревиатур. Есть классификация с довольно широкими толкованиями. Так, удар спереди обозначается FR – front end. А насколько он сильный, не знает никто: серьезные повреждения или же только пластиковый бампер лопнул. Или, например, упал окурок на сиденье, и в результате на подушке образовалась внушительная дыра. Все в BN, Burn Interior, «пожар интерьера». А рядом на стоянке аукциона другой «пожар» – останки автомобиля, пострадавшего при взрыве бензоколонки. Повреждение «по кругу» может означать и лепешку из кузова после «крыши», и царапины, оставленные хулиганами. Главное, комиссар обязан уложиться в заданную схему, а степень повреждений не отражается в оценке никак.

Автомобили из Америки

Система аукционов устроена так, что никто не дает гарантий, но с другой стороны – никто и не стремится обмануть вас намеренно. Ведь если выяснится, что недобросовестный продавец пытался под видом целого автомобиля сбыть битый или восстановленный, он быстро окажется за решеткой. И в то же время ничего не мешает хитрому торговцу всучить вам машину с изношенным двигателем и разбитой подвеской.

Самое приятное

Впрочем, все нюансы, которые создают ситуацию «покупки кота в мешке», отходят на задний план, как только потенциальный покупатель узнает о главном – о ценах на подержанные автомобили. А уж когда речь идет о поврежденной или аварийной машине, то цифры в графе Price способны нанести глубокую психологическую травму.

Автомобили из Америки

Не забывайте, однако, что есть цена автомобиля – и стоимость его доставки, скажем, в Новосибирск. За морем телушка – полушка… Прибавьте таможенные платежи за «кубик» рабочего объема и вы поймете, почему цены автомобилей в Америке и России несопоставимы. Доставка машины – не просто погрузка-перевозка, а многоступенчатый «марафон», на каждом этапе которого приходится тратить и тратить. Причем платить приходится не только за доставку как таковую, но и за многочисленные «побочные» услуги: погрузку, оформление документов, страхование груза и т.д. Первые траты начинаются сразу же после покупки автомобиля на аукционе: его надо доставить на стоянку судоходной компании для погрузки в контейнер. В зависимости от расстояния, сумма колеблется от 200 до 1,5 тыс. долл.

Аукцион

Дистанционная продажа – главное преимущество и самое уязвимое место американского образа торговли. Десятки тысяч автомобилей ежедневно выставляются на торги: от подержанных и сравнительно дорогих на аукционе Manheim до аварийных – на Copart.

Автомобили из Америки

«Человеку с улицы» на аукцион не попасть, и уж тем более он не вправе участвовать в нем, делать ставки. Такими полномочиями наделены только дилеры – официальные партнеры аукциона, которые приобрели лицензию и вправе совершать там финансовые операции. Именно поэтому каждому, кто захочет купить автомобиль в США, нужно прежде всего найти дилера, через которого он и сможет попасть на аукцион. Ключевое звено; от дилера сильно зависит, насколько дешево вам достанется автомобиль. Так что подходите к выбору посредника очень и очень серьезно. Не все они работают добросовестно. Если вам называют подозрительно низкие тарифы на доставку автомобиля, а также комиссионные посредника, то скорее всего, в ходе сделки возникнут дополнительные траты, о которых вас «забыли» предупредить. Недобросовестные фирмы порой обещают «идеальное состояние», хотя на самом деле они знают об автомобиле ровно столько же, что и клиент. О гарантиях, вернее, об их отсутствии, уже говорилось.

Автомобили из Америки

Выбирать автомобиль придется, понятно, по картинкам – цифровым фото невысокого разрешения и по скудной информации на сайте аукциона. И здесь снова сказывается опыт дилера. Ведь если компания работает уже несколько лет, перегнала большое количество автомобилей, у нее есть знание нюансов, о которых новички, и тем более сторонние покупатели, даже не догадываются. Нередко дилеры практикуют такую схему: в некоторых регионах у них есть доверенные лица (обычно выходцы из СССР), которые посещают стоянки аукционов и высматривают сравнительно «живые» машины. Такая услуга дорогого стоит; хотя никто не позволит открыть капот или везти авто на диагностику, но заглянуть под него допустимо.

Автомобили из Америки

Поэтому главные ориентиры при выборе автомобиля – опыт дилера, фотографии, указанная стоимость ремонта и «ярлычки» рядом с изображением. На ярлычках комментарии типа «заводится/едет» или просто «заводится». Своего рода успокоительное для клиента, обескураженного полным отсутствием гарантий и уверенного в том, что американцы только и ищут, как его надуть. На самом же деле ярлычки и обозначения на аукционах говорят лишь то, что говорят. Если указано – «заводится/едет», то машина действительно заведется и поедет. Причем у нее, возможно, «умершая» подвеска и неисправный «автомат», который работает только в аварийном режиме и требует капитального ремонта. Но как и обещано, «заводится/едет».

Автомобили из Америки

С другой стороны, ярлык «не заводится» вовсе не означает, что машина «убита» в хлам, и на ее восстановление потребуются огромные средства. За ним лишь то, что автомобиль по каким-то причинам не едет. А по каким именно – остается только догадываться. Может, ШРУС «обрезало», а не исключено, просто «ручник» заклинило, и задние колеса не вращаются. В общем, причины какие угодно – от самых простых и банальных до самых серьезных.

CARFAX

Не отказывайтесь проверить историю автомобиля по VIN-коду, пусть и за отдельную плату; там порой обнаруживаются весьма полезные сведения. Причем имейте в виду: «пробить» один автомобиль обычно стоит около 20 долл., а если вы оплатите услугу на неделю или 10 дней (с неограниченным количеством автомобилей), то она обойдется на 5 «баксов» дороже.

Автомобили из Америки

Подробный отчет базы данных CARFAX включает в себя такую информацию:

год выпуска
автомобилестроитель
модель
тип кузова
тип двигателя
страна выпуска
список всех ремонтов, аварий и других неприятностей (пожар, наводнение, град и т.п.)
пробег автомобиля с указанием попыток скручивания спидометра
характер использования автомобиля (такси, аренда и т.д.)
числится в угоне или нет
сведения о продаже с аукциона, списании страховой компанией и т.п.
число прежних владельцев
в какую страну экспортирован автомобиль

Сколько платим?

Стоимость лота абсолютно ничего не значит. Все суммы до начала аукциона и даже за час до его окончания – просто условность, повод для торга. А реальная цена автомобиля не известна вплоть до момента окончания аукциона. Таковы законы жанра. Вот почему ни один добросовестный дилер никогда не обещает купить для вас машину за 1500 долл. Он и сам не знает, насколько в конце торга поднимется ее цена.

Заранее можно прикинуть только накладные расходы: доставка, страховка, различные сборы и подати, таможенные платежи в России. Если дилер опытный и не мошенничает, он сразу и четко распишет все расходы – вплоть до постановки на учет в ГИБДД. Ведь у тех, кто работает давно, дело поставлено на поток, и они в совершенстве владеют всеми приемами.

Автомобили из Америки

Вот такой получился рассказ о приобретении автомобиля в Америке. Естественно, образовались два «лагеря»: те, кто готов покупать машину за океаном, и те, кто не одобряет такую затею. Однако, если левый руль для вас значим, вы цените индивидуальность и хотите иметь автомобиль не такой как у всех, стоит задуматься о покупке авто из Америки. Как всегда, решать, к какой группировке примкнуть, – вам.